Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:57, контрольная работа
Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ
3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
3.1 Политические основы конституционного строя РФ
3.2 Экономическая и социальная основы конституционного строя РФ
3.3 Духовные основы конституционного строя РФ
4. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Подобные несогласованности, нестыковки в законах, нарушения принципа системности законодательства свидетельствуют о поспешности в подготовке проектов нормативных актов, низком уровне профессиональной подготовки их разработчиков.
Вместе с тем следует признать, что нестабильность законодательства во многом объясняется объективными факторами – нестабильностью в экономической, политической, социальной сферах российского общества и государства с начала 90-х годов вплоть до начала XXI века. Наметившаяся тенденция стабилизации в нашем обществе, несомненно, будет способствовать также и стабилизации законодательства.
При всей важности стабильного законодательства, оно, вместе с тем, должно постоянно совершенствоваться, т. е. как было отмечено выше, быть динамичным. Этого требует сама жизнь. Происходящие кардинальные изменения в экономике, политике, культуре, социальной жизни требуют адекватного отражения в законодательстве. Таким образом, законотворческий процесс должен быть оперативным: нужные законы должны приниматься своевременно, в необходимых случаях в них должны вноситься изменения и дополнения, а отжившие законы – отменяться.
Принцип стабильности законов заложен в Конституции РФ. Сама она – гарант стабильности законодательства. В стабилизации и совершенствовании законодательства может сыграть важную роль правовая наука: как в разработке стратегии развития законодательства, так и в подготовке проектов конкретных законов. В этом отношении пользу могла бы принести научная экспертиза проектов законов, в частности, на их коррупционность, системность, согласованность между собой, что будет способствовать решению задач построения демократического правового государства с высоким уровнем законности и правопорядка.
Таким образом, на современном этапе в России идет становление правового государства. Основные принципы заложены в Конституции России и находят свое отражение в текущем законодательстве. К сожалению, законотворческий процесс сегодня не идеален и приводит к ошибкам. В Российской федерации отсутствует эффективная защита человека от произвола государства. До сих пор многие из государственных и муниципальных органов не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий и времени.
3. Федеративное устройство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.11
Образование Российской Федерации несколько отличается от ныне существующих в мире федераций. Она носит не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно-правовой характер. Это обусловлено тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются ее учредителями, а, напротив, РФ создала Татарстан, Башкортостан, а также все другие формы национальной государственности в ее составе. Их учредительная власть является производной от федеральной власти.12
В статье 5 Конституции России указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это есть принципы федерализма Российской Федерации.
Таким образом, Конституция РФ утверждает суверенитет России, а не суверенитет республик, входящих в ее состав, так как в федерации суверенитет выступает прежде всего как единство государства, единство власти. Как ни странно, но жизнеспособность федерализма покоится на унитарной идее — идее единства и целостности государства.13
Одна из важнейших особенностей федерализма России – это территориальный и национально-территориальный принцип построения федерации, так как это прежде всего государственная организация национальных отношений. Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России, а также развитие национальных языков.
В настоящее время Российская Федерация
имеет в своем составе три вида субъектов
- государства в составе Российской Федерации,
преобразованные, как правило, из бывших
автономных республик, государственно-территориальные
образования - края, области и города федерального
значения, бывшие прежде наиболее крупными
административно-
В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.
Следует отметить, что закрепление в Конституции РФ федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.14
4. Суверенитет
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.
С момента создания первой федерации США проблема о соотношении федеративного принципа и принципа суверенитета не оставляет равнодушными ни политиков, ни юристов. От решения этого вопроса зависит не только распределение компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации, но и вопрос о пределах прав федеральной власти в отношении субъектов федерации и субъектов в отношении центра.
Все теории суверенитета в федеративном государстве можно свести к трем группам: первая группа теорий признает суверенитет принадлежностью и федерации и членов федерации, взятых в совокупности, т.е. делит суверенитет между двумя носителями; вторая — признает суверенитет за субъектами федерации; третья — лишь за федеративным государством. Эволюция этих теорий отражает различные этапы в развитии федераций.15
Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ; статья 4 – что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.
Таким образом, можно сделать вывод, что суверенитет в России принадлежит только федерации. В соответствии с третьей теорией суверенитет не может быть разделен, увеличен или уменьшен. Можно разделить компетенцию, но не суверенитет.
С точки зрения принципа федерации вопрос о соотношении суверенитета и компетенции играет основополагающую роль. Именно распределение компетенции между федерацией и субъектами федерации позволяет установить, что суверенитет в федерации может принадлежать только федерации, какими бы широкими полномочиями не обладали субъекты федерации.
Суверенитет федерации выражается в следующих основных правах:
1) компетенция компетенции, т.е. право путем изменения конституции устанавливать и регулировать свою компетенцию;
2) право издавать в пределах своей компетенции законодательные и другие нормативные акты, обязательные для исполнения и имеющие одинаковую юридическую силу на территории всех субъектов федерации;
3) приоритет законов федерации над законами ее субъектов, выражающийся в том, что в случае расхождения закона субъекта федерации с федеральным законом действует последний (в этом находит свое выражение единство права как признак юридического суверенитета);
4) право контроля федерации за соответствием конституций ее субъектов федеральной конституции;
5) право федерации на представительство ее субъектов в международных отношениях, т.е. международная правосубъектность федерации, а не субъектов федерации, которые обладают определенными полномочиями в этой области, но под контролем федеральной власти.16
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.
Можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и её субъектов является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма.
5. Республиканская форма правления
Статья 1 Конституции РФ устанавливает республиканскую форму правления в РФ. Её главный признак – выборность и сменяемость главы государства.
Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. В некоторых современных странах существуют формы правления обоих видов республик. К числу этих стран относится и Россия. В первую очередь это обусловлено наличием сильной президентской власти. Президент в Российской Федерации обладает достаточно широким кругом полномочий и собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства. Президент избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). При этом в РФ наряду с Президентом действуют Председатель правительства и министры, образующие Правительство, ответственное перед Парламентом (в этом заключается отличие от президентской республики).
Институт президентства является для России одним из принципиально новых. Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется. Думается, что для нашей страны, по крайней мере на ближайшую перспективу, до завершения переходного периода необходимым и безальтернативным вариантом является «сильный» институт президентства в рамках полупрезидентской (смешанной) формы правления. При этом, говоря о «силе» Президента, необходимо согласиться с мнением известного французского правоведа М. Лесажа, что ««сильный» Президент — только тот, который опирается на Правительство, имеющее достаточную поддержку в парламенте, т.к. оно сформировано парламентским большинством».17
6. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
Статья 2 Конституции России гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это означает, что уважение к личности и ее защита выдвигаются государством на передний план.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Связь между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если в статье 2 Конституции РФ излагается принцип взаимоотношений человека и государства с точки зрения возможного нарушения прав человека, имея ввиду лишь объект защиты, то статья Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позиций, закрепляющих конкретные права и свободы (например, статья 28 гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания).
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью – один из признаков конституционного государства. Одна из основ конституционного государства – суверенитет, носителем которого является народ, состоящий из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Только действуя в интересах человека государство приобретает черты конституционного. Следовательно, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.
В Российской Федерации человек, его права и свободы защищаются государством с помощью разнообразных норм материального (развитие социального обеспечения, здравоохранения, культуры и другое) и процессуального (судебная защита) права.
Важным в вопросе реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью является превращение граждан из объектов воздействия государства в активно действующих субъектов, воспитание правового сознания и активной гражданской позиции членов общества.
Сегодня в РФ действует Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. На последнем заседании Совета 5 июля 2011, проходившем в г. Нальчик обсуждались вопросы участия гражданского общества в созидании межнационального и межконфессионального согласия, а также в противодействии терроризму и экстремизму.18
Информация о работе Политические основы конституционного строя РФ