Понятие административного наказания. Виды административного наказания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 18:59, реферат
Краткое описание
Целью данной бакалаврской работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач: - установить понятие и цели административных наказаний; - раскрыть особенности различных видов административных наказаний;
Содержание
Введение 2 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 1.1 Понятие административного наказания 4 1.2 Цели административного наказания 7 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 2.1 Система административных наказаний 9 2.2 Виды административных наказаний и их применение 11 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 3.1 Принципы назначения административных наказаний 20 3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность 21 3.3 Давность привлечения к административной ответственности 23
2.2 Виды административных наказаний
и их применение
11
3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ
3.1 Принципы назначения административных
наказаний 20
3.2 Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие административную ответственность
21
3.3 Давность привлечения
к административной ответственности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
29
Введение
Актуальность изучения данной темы определяется
тем, что административное правонарушение
является самым массовым видом правонарушений.
Производство по делам административных
правонарушений и вынесений административных
наказаний составляют важную часть деятельности
органов исполнительной власти, в том
числе и милиции.
Как свидетельствует отечественный и
зарубежный опыт, именно по результатам
борьбы с различными видами административных
правонарушений (в частности, с уличным
хулиганством, нарушениями правил безопасности
дорожного движения, распитием в общественных
местах алкогольной продукции и т. д.) и
соответствующего адекватного реагирования
на эти правонарушения посредством применения
определенных видов административных
наказаний население в значительной степени
судит об общей эффективности правоохранительной
деятельности. В Российской Федерации
мнение по данному вопросу сложилось в
основном в качестве отрицательного.
В создавшихся условиях умелые сочетание
и применение органами административной
юрисдикции и их должностными лицами административных
наказаний, имеющих целью предупреждение
правонарушений, способны эффективно
повлиять на правосознание и поведение
населения. В свою очередь неисполнение
постановлений о назначении административных
наказаний делает бессмысленным их вынесение
юрисдикционными органами, приводит к
незащищенности участников административных
правоотношений, обесценивает усилия
по выявлению и пресечению правонарушений,
подрывает авторитет органов внутренних
дел. Для современного российского общества
потребности эффективного использования
административных наказаний в укреплении
правопорядка как никогда актуализируют
проблему применения административных
наказаний.
Таким образом, выбор темы в данной работе
обусловлено прежде всего назревшей необходимостью
совершенствования деятельности органов
административной юрисдикции по применению
административного законодательства
в целом и по назначению и исполнению наказаний
в частности.
Административное наказание представляет
собой форму государственного и разновидность
административного принуждения, установленную
государством меру ответственности за
совершение административного правонарушения.
Причем наказаниями административно-карательные
санкции стали именоваться только с принятием
КоАП РФ. Тем самым законодатель подчеркнул
именно карательное содержание и предназначение
мер административной ответственности,
их публично-правовой характер и близость
по этому критерию к мерам уголовной ответственности.
Задачами законодательства об административных
правонарушениях являются: защита личности,
охрана прав и свобод человека и гражданина,
охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды,
установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного
порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических
интересов физических и юридических лиц,
общества и государства от административных
правонарушений, а также предупреждение
административных правонарушений.
Целью данной бакалаврской работы является
изучение проблемы административных наказаний
и их наложения в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях
Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила
постановку следующих наиболее важных
задач:
- установить понятие и цели
административных наказаний;
- раскрыть особенности различных
видов административных наказаний;
- проанализировать общие принципы
назначения административных наказаний.
Объектом исследования являются отношения,
возникающие вследствие назначения административных
наказаний, которые урегулированы главами
3 и 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Методология и методика исследования.
Основу исследования составили апробированные
юридическими науками методы познания
объективной действительности, такие
как исторический, сравнительно-правовой,
системный, конкретно-социологический,
статистический, формально-логический
и др. Для сбора, анализа и обобщения теоретических
и эмпирических материалов применялись
различные общенаучные и частнонаучные
методы исследования: анализ и синтез,
наблюдение, изучение документов и др.
Теоретическая и эмпирическая база исследования.
В процессе исследования проанализированы
федеральное законодательство, законы
субъектов Российской Федерации, нормативные
акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации,
министерств и ведомств, относящиеся к
исследуемой проблеме.
При написании данной работы были использованы
нормативные акты: Кодекс РФ об административных
правонарушениях, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях», а также научные труды,
монографии, статьи таких авторов как
Бахрах Д.Н., Ивакин В.И., Попов Л.Л., Шергин
А.П., Хаманева Н.Ю. и др.
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1 Понятие административного
наказания
Административное наказание представляет
собой форму государственного и разновидность
административного принуждения, установленную
государством меру ответственности за
совершение административного правонарушения.
Причем наказаниями административно-карательные
санкции стали именоваться только с принятием
КоАП РФ. Тем самым законодатель подчеркнул
именно карательное содержание и предназначение
мер административной ответственности,
их публично-правовой характер и близость
по этому критерию к мерам уголовной ответственности.
Статья 3.2 КоАП РФ содержит перечень видов
административных наказаний, которые
могут устанавливаться за совершение
административных правонарушений. Это:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения;
4) конфискация орудия совершения
или предмета административного
правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного
физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за
пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление
деятельности
Данный перечень мер административной
ответственности является исчерпывающим,
расширенному толкованию не подлежит
и представляет собой не просто перечень,
а систему административных наказаний,
построенную по принципу: от менее суровых
— к более суровым видам наказаний. Единство
данной системы обусловлено:
во-первых, тем, что все указанные виды
наказаний предназначены для борьбы с
одним и тем же видом правонарушений —
с административными проступками и имеют
в этой связи единые цели (защита правопорядка,
воздействие на виновных и предупреждение
совершения новых правонарушений);
во-вторых, тем, что, как уже отмечено,
перечень административных наказаний
является исчерпывающим и не может быть
расширен законодательством субъектов
Российской Федерации;
в-третьих, тем, что действующее законодательство
предусматривает единые принципы и единый
порядок применения административных
наказаний;
в-четвертых, также и тем, что предусмотренная
законодателем в санкциях норм Особенной
части КоАП РФ возможность широкого использования
альтернативных санкций позволяет правоприменителю
дифференцировать назначение административных
наказаний в зависимости от обстоятельств
содеянного, характера и личности правонарушителя.
Приведенный выше перечень административных
наказаний претерпел некоторые изменения
по сравнению с аналогичным перечнем,
содержавшимся в КоАП РСФСР. Так, в частности,
более не является административным наказанием
(ранее — наказанием) такая мера, как исправительные
работы, которая ранее применялась только
по решению суда и заключалась в принудительном
изъятии (удержании) до 20 % заработка привлеченного
к ответственности лица в доход государства
на срок от 15 дней до двух месяцев. Зато
добавился такой вид административного
наказания, как дисквалификация, заключающаяся
в лишении права физического лица права
занимать руководящие должности в исполнительном
органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом в иных предусмотренных законом
случаях. Эти изменения вызваны «веянием»
времени, в частности, исправительные
работы — это, по сути, либо принудительный
труд, который в силу положений ст. 37 Конституции
РФ запрещен, либо «штраф в рассрочку»
(зависит как на это посмотреть), а необходимость
наличия в перечне мер административных
наказаний дисквалификации в условиях
рыночной экономики обусловлена как целью
защиты законных экономических интересов
отдельных физических и юридических лиц,
а также общества и государства в целом,
так и целью предупреждения преступлений
и иных правонарушений в сфере экономики.1
Сущность наказания как меры административной
ответственности проявляется в его целях,
сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ: предупреждение
совершения новых правонарушений как
самим правонарушителем (частная превенция),
так и другими лицами (общая превенция).
А его содержание состоит в лишении либо
ограничении субъективных прав или благ
лица, к которому они применяются.
Наличие специфических черт, присущих
определенным группам административных
наказаний, дает возможность классифицировать
их по тем или иным критериям (признакам)
в целях более глубокого понимания их
сущности, назначения и механизма воздействия
на правонарушителя.
В ч. 2 ст 3.2 КоАП РФ законодатель зафиксировал
виды административных наказаний, которые
могут применяться в отношении юридических
лиц — это предупреждение, административный
штраф, возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения,
а также конфискация такого орудия или
предмета. А в ч. 3 этой статьи — положение
о том, что все виды наказаний, кроме административного
штрафа и предупреждения, могут устанавливаться
только КоАП РФ, т. е. на федеральном уровне.
Иными словами, поскольку административное
и административно-процессуальное законодательство
отнесено Конституцией РФ к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов,
то в силу положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ на
региональном уровне допускается установление
мер административной ответственности
только в виде предупреждения либо административного
штрафа.
Санкцией административно-правовой нормы
может быть предусмотрено несколько вариантов
назначения административного наказания.
В этой связи ст. 3.3 КоАП РФ классифицирует
административные наказания на основные
и дополнительные и в ч. 3 закрепляет положение
о том, что за одно административное правонарушение
может быть назначено либо основное, либо
основное и дополнительное наказание
из указанных в санкции применяемой статьи
Особенной части КоАП РФ или закона субъекта
Российской Федерации об административной
ответственности.
К категории основных (т. е. которые не
могут назначаться в дополнение к другим
видам административных наказаний) закон
относит: предупреждение; административный
штраф; лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; административный арест
и дисквалификацию. Все остальные виды
административных наказаний могут назначаться
как в качестве основного, так и в качестве
дополнительного наказания , (т. е. присоединяться
к основным мерам наказания). Необходимость
применения дополнительного наказания
обусловлена как характером самого правонарушения,
так и личностью виновного, и назначено
оно может быть только в том случае, если
это прямо предусмотрено санкцией применяемой
нормы. На практике это выглядит так: если
в санкции нормы после указания на основной
вид административного наказания указан
предлог «с», а дальше указан вид дополнительного
наказания, то его применение носит обязательный
характер, а если после указания дополнительного
вида наказания содержится фраза «или
без таковой» («или безтакового»), то дополнительное
наказание в таком случае носит альтернативный
характер (может быть назначено или не
назначено по усмотрению правоприменительного
органа или должностного лица). Примером
первой может служить санкция ч. 2 ст. 18.4
КоАП РФ, а второй — ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.2