Понятие административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:56, контрольная работа

Краткое описание

Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий, хотя в современном деловом лексиконе все чаще используется его синоним – «менеджер».
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.

Содержание

Введение 3
Понятие административного права 3
Предмет административного права 4
Метод административного права 5
Функции административного права 6
Источники административного права 6
Система административного права 8
Административное право в системе Российского права 9
Понятие административного правонарушения 12
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Административное право1.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

3

Понятие административного права

 

3

Предмет административного права

 

4

Метод административного права

 

5

Функции административного права

 

6

Источники административного права

 

6

Система административного права

 

8

Административное право в системе Российского права

 

9

Понятие административного правонарушения

 

12

Литература

   

 

 

Введение

Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты гражданского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства.

Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Административное  право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых  отраслей российского права, так  как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий, хотя в современном деловом лексиконе все чаще используется его синоним – «менеджер».

Человеческое общество всегда нуждалось  в управленческом, упорядочивающем  общественные отношения и поведение  людей воздействии. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное  управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, муниципальное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права.

Понятие административного права

Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных  базовых отраслей российского права, так как деятельность органов  государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

В настоящее время разработано  большое число дефиниций, определяющих административное право, что создает определенные трудности выбора понятийного аппарата. В научной литературе административное право определяется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Данное определение дает общее представление об административном праве, но для его уточнения необходимо проанализировать предмет и метод административного права. Предмет и метод правового регулирования и обособленная нормативная база выступают критериями деления российского права на отрасли.

 

Предмет административного  права — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.

Общественные отношения, которые  образуют предмет административного права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны следующие особенности.

1.Эти отношения носят публично-правовой  характер и возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий. Государство определяет пределы своего вмешательства в общественную жизнь: с одной стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой — обязанностью обеспечить автономию личности в гражданском обществе.

2. Административное право регулирует  общественные отношения в особой области государственной жизни — сфере государственного управления. При этом под государственным управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного самоуправления.

3. Административным правом регулируются  также отношения управленческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов исполнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный характер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.

4. Административное право регулирует, в основном, отношения, в которых изначально исключено юридическое равенство участников — властные отношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составляют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей массе управленческих отношений слишком мал.

5. Административное право осуществляет  регулирующее воздействие на  общественные отношения во взаимодействии  с нормами других отраслей  российского права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы.

Будучи главным критерием деления  права на отрасли, предмет правового  регулирования все же не позволяет  провести окончательное деление  системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового  регулирования, выделяется его метод, который является основанием, позволяющим провести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государственного управления и позволяет понять механизм воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

 

Метод административного  права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

 Индивидуализация этого соотношения  зависит от конкретного управленческого  дела, ситуации. При этом наблюдаются  общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для административно-правового  метода характерно следующее:

1. Метод административного права  представляет собой определенное  соотношение предписания, запрета и дозволения.

2. Методу административного права  наиболее присущи правовые средства распорядительного типа.

3. Метод административного права  предполагает одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.

4. Метод административного права  не исключает использования диспозитивных  средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, определенных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленческой системы.

5. Сфера применения метода административного  права будет расширяться. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономические отношения в условиях действия рынка.

С учетом вышеизложенного, административное право можно определить как отрасль права, представляющую собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних.

 

Функции административного права

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
  4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

 

Источники административного права

Источники административного права - это формы выражения содержания норм административного права. Рассмотрение источников административного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием»и «формой» как философскими категориями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего выражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.

Правовой действительности известны следующие формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума.

Основным источником административного  права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром  правовых норм. Доминирование нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права».

Рассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1.Конституция Российской Федерации.  Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направленность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46)1; определяют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральные конституционные  и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом представительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.2; «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.3 и т.п.

 

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 16.10.2012)  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ  (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012)  "О некоммерческих организациях"

Информация о работе Понятие административного права