Понятие административно – правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовые нормы можно охарактеризовать как устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти. Нормы административного права призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования механизма исполнительной власти либо возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в сфере государственного управления. Подобного рода общественные отношения принято называть управленческими.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Понятие административно – правовых норм. 
Ответ. Административно-правовые нормы можно охарактеризовать как устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти. Нормы административного права призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования механизма исполнительной власти либо возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в сфере государственного управления. Подобного рода общественные отношения принято называть управленческими. 
Регулятивная роль административного права находит наиболее полное выражение в административно-правовых нормах. А это свидетельствует о том, что сами такого рода правовые нормы выполняют функции регулятора управленческих общественных отношений. Подобное их юридическое качество имеет различные формы выражения. 
В этом смысле на первый план выдвигаются цели, на достижение которых направлены содержащиеся в административно-правовых нормах правила поведения. В обобщенном виде они могут быть представлены в следующем виде: 
а) обеспечение должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также их рационального взаимодействия. Из этого вытекает следующий вывод: административно-правовые нормы, применяемые в сфере государственного управления, свое регулирующее воздействие адресуют главным образом механизму реализации исполнительной власти в целях обеспечения эффективной реализации конституционного назначения, т.е. проведения в жизнь, исполнения требований российского законодательства. Тем самым они юридически выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти, иначе говоря, имеют исполнительную направленность;

б) непосредственное выражение в сфере государственного управления публично-правовых интересов, т.е. интересов государства в установлении и обеспечении режима законности и дисциплины в сфере практической реализации исполнительной власти; 
в) обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления и, прежде всего в государственно-управленческой деятельности конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений; 
г) определение того или иного варианта должного, т.е. отвечающего или соответствующего интересам государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих определенный объем государственно-управленческих функций, а также физических и юридических лиц, чьи действия или интересы связаны с этой сферой. 
Тем самым административно-правовые нормы выполняют общественно значимую задачу двоякого рода: с одной стороны, обеспечивают должную упорядоченность организации и деятельности субъектов исполнительной власти, а с другой – формируют правовые основы поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. 
Правило поведения, сформулированное в административно-правовой норме, обладает императивным характером, т.е. содержит в себе обязательное предписание должного поведения. Административно-правовыми нормами либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется, т.е. разрешается. Либо совершение определенных действий запрещается. Так создается правовой режим поведения сторон управленческих общественных отношений. 
В рамках регулируемых административно-правовыми нормами общественных отношений специфическая «полярность» вовсе не противоречит общим закономерностям правового регулирования, а дополняет их с учетом повелительных элементов, максимально

присутствующих в содержании норм административного права.  
Административно-правовые нормы закрепляют не только права граждан, государственных негосударственных формирований в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии. Последние включают как запреты на совершение исполнительными органами определенных действий, так и их ответственность за игнорирование прав и законных интересов второй стороны отношений.  
Еще одна особенность административно-правовых норм связана с порядком их установления. Так, основополагающие нормы, регламентирующие правовые основы статуса личности, основы административно-правового статуса Правительства РФ, полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, закреплены в Конституции РФ. Конечно, такого рода правовые нормы, прежде всего, относятся к массиву норм конституционного права. Но этим их роль не ограничивается; фактически она проявляется двояко. С одной стороны, конституционно-правовыми, несомненно, являются нормы, посвященные основам конституционного строя страны, федеративному устройству РФ, системе российского парламентаризма. Названные ранее конституционные нормы можно характеризовать одновременно и как конституционно-правовые, и как административно-правовые. Первое их качество выражает высшую юридическую силу конституционных правовых установлений, второе – их прямую направленность на регламентацию в сфере государственного управления, т.е. происходит процесс «совмещения» каналов конституционно-правового и административно-правового регулирования. 
Нормы административного права устанавливаются также действующим российским законодательством. При характеристике системы административного права, административно-правовые нормы обнаруживаются в содержании почти каждого российского закона, какой бы проблеме он не был посвящен. «Административное законодательство» следует понимать как систему законодательных актов, в которых имеются

административно-правовые нормы. 
Президент РФ в пределах конституционных полномочий нормативными указами вправе устанавливать административно-правовые нормы. 
Главная особенность административно-правовых норм заключается в том, что они могут устанавливаться непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях. 
Особенность административно-правовых норм и в том, что в отличие от многих других правовых отраслей они снащены собственными юридическими средствами защиты от  посягательств на них (административная ответственность).

 

Вопрос 2.  Государственное управление в социально – культурной сфере.

Ответ. 1. Государственное руководство системой образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполни-тельной власти субъектов федерации общей и специальной компетенции: 
1) Правительство РФ, ст. 114 Конституции РФ (п. в, к) 
2) Министерство образования РФ 
Функции: 
а) разрабатывает и утверждает общегосударственные стандарты, примерные планы и учебные программы. 
б) осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства в сфере образования. 
в) финансирует вузы и другие образовательные учреждения федерального значения. 
г) издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и т.д. 
3) Другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие и специальные учебные заведения профессионального образования. 
(Министерство культуры, министерство социального развития РФ и т.д.) 
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы отраслевой компетенции (Главное управление образования) 
5) органы местного самоуправления – по реализации прав граждан на получение основного общего образования. 
Действует закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 г.. 
Правовой статус вуза определен ФЗ от 22 августа 96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 
Вузы самостоятельны в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной и научной работы и иной деятельности в соответствии с уставом ВУЗа. Управление ВУЗом осуществляется ректоратом тайным голосованием во главе с ректором. Ректор, выбранный на общем собрании тайным голосованием на срок до 5 лет и утвержденный соответствующим органом управления образованием. Ректор является председателем ученого совета ВУЗа, члены которого также избираются. На ученый совет возлагается общее руководство высшим учебным заведением. 
Другие образовательные учреждения (средне специальные учебные заведения, школы) должны быть зарегистрированы учредителем в соответствующем государственном органе. Они должны иметь лицензию на право ведения своей деятельности. Государственный статус государственному учреждению придает аккредитация, которая подтверждает его право на выдачу выпускникам документов государственного образца. Управление государственным учреждением осуществляется его руководителем, который избирается коллективом или назначается учредителем. В управлении образовательными учреждениями единоначалие руководителя сочетается с такими формам и самоуправления, как совет образовательного учреждения, педсовет и т.д. 
2. Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд) 
Оно возглавляет систему органов исполнительной власти, ведающих на государственном или региональном уровне вопросами социальной защиты населения. 
Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления. Это министерство возглавляет федеральную государственную службу занятости населения и службу по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет руководство федеральной инспекцией труда, республиканским федеральным фондом социальной поддержки населения, инспекцией негосударственных пенсионных фондов и т.д. 
В систему органов социальной защиты населения входят различные учреждения социального обслуживания: 
1) комплексные центры социального обслуживания населения. 
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям, стационарные учреждения социального обслуживания. 
2. Федеральная миграционная служба (ФМС) ведает вопросами, связанными в организацией работы по обеспечению прав беженцев и вынужденных переселенцев.  

 
 


Информация о работе Понятие административно – правовых норм