Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие государства и его признаки……………………………………..4
2. Правотворчество, его виды и принципы………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………………...…16
Введение…………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...…
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.
Говоря о степени
Правовую базу исследования
составило действующие
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).
Сущность государства
как общественного явления
Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.
Государство возникает как
классовая организация
Развитие государства сложный диалектико–логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.
Более или менее однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.
Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.
Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:
Государство – это единая
политическая организация общества,
которая распространяет свою власть
на всю территорию страны и ее население,
располагает для этого
Признаками государства
являются территориальная организация
населения, государственный суверенитет,
сбор налогов, законотворчество. Государство
подчиняет себе все население, проживающее
на определенной территории, независимо
от административно–
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
Издание законов и правил,
обязательных для всего населения
данного государства, осуществляется
государственным
2. Правотворчество, его виды и принципы
Проблемы правотворчества
всегда привлекали к себе внимание
исследователей, в особенности тех,
кто последовательно разделял позитивистский
подход к определению понятия
и содержания права. И это не случайно,
имея в виду теоретическую и практическую
значимость данного вида деятельности
любого государства, а также то обстоятельство,
что категория «
Характеризуя правотворчество, необходимо заметить прежде всего, что оно представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
По своей социальной сути
правотворчество есть процесс возведения
государственной воли в закон, ее
оформления в различных нормативно-
В юридической науке нет
единого подхода к исследованию
правотворчества и к его
Раскрывая принципиальное отличие данного определения, сформулированного С.В. Полениной, от ранее приведенного, автор подчеркивает, что в первом случае «понятие правотворчества связывается прежде всего с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов». В основу же второго определения положена «социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие».
В юридической литературе
традиционное представление о
В системе правотворчества
исследователями иногда выделяется
процесс законотворчества, название
которого говорит само за себя. Данным
понятием охватывается правотворческая
деятельность не всех, а только высших
законодательных органов того или
иного государства. В отличие
от правотворчества в собственном,
буквальном смысле слова законотворчество
порождает не всю систему нормативно-
Наряду с правотворчеством
в собственном, узком смысле слова
в научном юридическом
Последнее является наиболее широким понятием в данной сфере деятельности государства, охватывающим собой как правотворчество в собственном, буквальном смысле слова, так и законотворчество. И то и другое как в теоретическом, так и в практическом плане выступают в качестве составных частей «правообразования». Дело в том, что последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.