Понятие государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.

Содержание

1. Введение
2. Понятие государственной тайны
3. Законодательство России о государственной тайне
4. Система защиты государственной тайны
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф по правоведению.docx

— 49.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Омский государственный  технический университет

Кафедра «Философия и социальные коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Правоведение»

Тема: «Понятие государственной  тайны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Студент гр.ЗСО-310

                                                                                             Дикопавленко К.А..

                                                                                      Преподаватель:

                                                                                    Полуаршинов

 

 

 

Омск. 2012

Краткое описание

 

Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной  тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом  РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.

 

 

Оглавление  

  1. Введение
  2. Понятие государственной  тайны

 

  1. Законодательство  России о государственной тайне

 

  1. Система защиты государственной тайны

 

  1. Заключение  
  2. Список использованной литературы  
      
      
      
     

 
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Введение       

Каждый  наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации. В эпоху торжества демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости соблюдения сформировавшихся международных стандартов прав человека, такое право не могло не быть закрепленным и в основополагающем акте российского законодательства - Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года.      

Информация, ценность обладания  которой в условиях бурного и  непрерывного развития процессов информатизации, пронизывающих все возможные  сферы человеческой жизнедеятельности, так же непрерывно возрастает, становится предметом не только быта, повседневной жизни. Сведения, составляющие её вполне могут стать и предметом гражданского оборота, как то купля - продажа, повлиять на принятие тех или иных решений (часто в виде слухов). Иными словами ее содержанием могут стать как обыденные вещи, так и важные стороны нашей жизни.      

В первую очередь здесь может идти речь о жизненно важных интересах общества, личности и государства. Безопасность, определяемая официально как состояние защищенности этих интересов, во избежание нанесения им ущерба в результате распространения. Особую актуальность в этом случае приобретают возможные способы воздействия на общественные отношения, регламентирования их, объединяемые обычно под понятие «государственная тайна». Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.      

Опосредуя эти отношения с помощью специально создаваемого законодательства, государство в лице его чиновников стремится обеспечить баланс интересов общества, государства и отдельного гражданина (человека) на профессиональной основе, т.е. с учетом в первую очередь мнения специалистов, общественности. Весьма важной гарантией при этом служит закрепление в основополагающем нормативной акте - Конституции - правило о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.      

Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной  тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом  РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами. Достижению поставленной цели отвечает решение  следующих задач:

- определение  сведений, которые могут быть отнесенными к категории «государственная тайна», определение этого понятия;

- определение  правовых основ регулирования  отношений в области защиты  государственной тайны;

- изучение  административного режима защиты  государственной тайны, сформировавшегося в соответствии с нормативной базой.      

Нормативной базой исследования стали тексты Конституции РФ 1993 года, законов Российской Федерации "О  безопасности" и "Государственной  тайне", определившие основы правового  опосредования отношений в этой сфере, а также тексты Уголовного Кодекса РФ 1996 года, Кодекса РФ об Административных правонарушениях 2002 года, Патентного Закона РФ, тексты Постановлений Правительства РФ и проч. нормативно- правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственной  тайны      

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.      

Информация  представляет собой основу нашей жизнедеятельности. Информационные процессы сопутствуют ей. Информация, информационная составляющая является неотъемлемым элементом эффективной деятельности и эффективного принятия решений. Обладающий важной информацией получает явный приоритет. Т.е. существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне. "Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию" - подчеркнул Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений.      

Только законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые  могут быть отнесенными в государственной  тайне, а также устанавливать  правила в отношениях, связанных  с их защитой и рассекречиванием, определять порядок допуска и  доступа граждан к таким сведениям.       

Нормы, руководствуясь которыми и надлежит определять состав сведений, основываясь на положениях Конституции РФ 1993 года, а также непосредственно определение понятия "государственная тайна", были сформулированы еще в 1993 году в Законе Российской Федерации "О государственной тайне в Российской Федерации", в последующем изменяясь и дополняясь, обрастая практикой.       

Согласно  статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" его  положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.      

Итак, что же представляет собой государственная тайна, каковы ее определяющие признаки, критерии, позволяющие выделить ее, разграничить с другими сведениями, как то составляющими тайну (личной, частной жизни, к примеру), так и являющимися свободно распространяемыми, не ограниченными в обороте?      

Термин «государственная тайна», прочно вошедший в научный  оборот и часто встречаемый в  учебной и научной литературе, что в первую очередь основано на положениях законодательства, раскрыт  в указанном ранее Законе "О  государственной тайне РФ" следующим  образом: государственная тайна - есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.      

Краткость определения, часто не позволяющая  раскрыть сущность явления во всем его многообразии и многоаспектности, тем не менее позволяет дать определяющие признаки (свойства): во - первых, всякого рода информация, объединяемая под единым понятием государственная тайна есть сведения, обладающие той или иной степенью истинности; во-вторых, защищаемость государством, официально выраженная в документах; в-третьих, потенциальная угроза нанесения ущерба безопасности России.      

В целом же можно заключить, что неоднозначные оценочные понятия в данном случае получили конкретизацию в нормативных актах. Так, термин безопасность официально (легально) раскрыт в Законе РФ о безопасности ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 25.07.2006) "О БЕЗОПАСНОСТИ". Этот закон, принятый еще в 1992 году с изменениями и дополнениями (на сегодняшний день их насчитывается 5) закрепил важнейшие положения в этой области, в том числе и организацию органов обеспечения безопасности). Безопасность им определена таким образом: Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.      

Итак, Закон содержит официальное определение  понятие государственной тайны. В чем же его недостатки? В целом оно достаточно абстрактно, не наполнено, пустое. Его содержание просто не может быть раскрыто без использования других, тесно связанных с ним понятий, образующих своего рода систему с присущими ей качествами целостности, полноты, единства.

Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ специальному закреплению законодательно был подвергнут перечень сведений, составляющих государственную тайну. Это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной  тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным  законодательством. Его конкретизация  дана в статье 5 того же Закона.

Государственную тайну составляют:

1) сведения  в военной области: о содержании  стратегических и оперативных  планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения  в области экономики, науки  и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации;

3) сведения  в области внешней политики  и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения  в области разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно - розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Информация о работе Понятие государственной тайны