Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:04, реферат
Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
1. Введение
2. Понятие государственной тайны
3. Законодательство России о государственной тайне
4. Система защиты государственной тайны
5. Заключение
6. Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Омский государственный технический университет
Кафедра «Философия и социальные коммуникации»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Правоведение»
Тема: «Понятие государственной тайны».
Омск. 2012
Краткое описание
Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
Оглавление
Введение
Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации. В эпоху торжества демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости соблюдения сформировавшихся международных стандартов прав человека, такое право не могло не быть закрепленным и в основополагающем акте российского законодательства - Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года.
Информация, ценность обладания которой в условиях бурного и непрерывного развития процессов информатизации, пронизывающих все возможные сферы человеческой жизнедеятельности, так же непрерывно возрастает, становится предметом не только быта, повседневной жизни. Сведения, составляющие её вполне могут стать и предметом гражданского оборота, как то купля - продажа, повлиять на принятие тех или иных решений (часто в виде слухов). Иными словами ее содержанием могут стать как обыденные вещи, так и важные стороны нашей жизни.
В первую очередь здесь может идти речь о жизненно важных интересах общества, личности и государства. Безопасность, определяемая официально как состояние защищенности этих интересов, во избежание нанесения им ущерба в результате распространения. Особую актуальность в этом случае приобретают возможные способы воздействия на общественные отношения, регламентирования их, объединяемые обычно под понятие «государственная тайна». Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.
Опосредуя эти отношения с помощью
Целью представленного реферата является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной тайны, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами. Достижению поставленной цели отвечает решение следующих задач:
- определение сведений, которые могут быть отнесенными к категории «государственная тайна», определение этого понятия;
- определение правовых основ регулирования отношений в области защиты государственной тайны;
- изучение административного режима
Нормативной базой исследования стали тексты Конституции РФ 1993 года, законов Российской Федерации "О безопасности" и "Государственной тайне", определившие основы правового опосредования отношений в этой сфере, а также тексты Уголовного Кодекса РФ 1996 года, Кодекса РФ об Административных правонарушениях 2002 года, Патентного Закона РФ, тексты Постановлений Правительства РФ и проч. нормативно- правовые акты.
1. Понятие государственной тайны
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Информация представляет собой основу нашей жизнедеятельности. Информационные процессы сопутствуют ей. Информация, информационная составляющая является неотъемлемым элементом эффективной деятельности и эффективного принятия решений. Обладающий важной информацией получает явный приоритет. Т.е. существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне. "Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию" - подчеркнул Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений.
Только законодатель вправе
устанавливать перечень сведений, которые
могут быть отнесенными в государственной
тайне, а также устанавливать
правила в отношениях, связанных
с их защитой и рассекречиванием,
определять порядок допуска и
доступа граждан к таким
Нормы, руководствуясь которыми и надлежит определять состав сведений, основываясь на положениях Конституции РФ 1993 года, а также непосредственно определение понятия "государственная тайна", были сформулированы еще в 1993 году в Законе Российской Федерации "О государственной тайне в Российской Федерации", в последующем изменяясь и дополняясь, обрастая практикой.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Итак, что же представляет собой государственная тайна, каковы ее определяющие признаки, критерии, позволяющие выделить ее, разграничить с другими сведениями, как то составляющими тайну (личной, частной жизни, к примеру), так и являющимися свободно распространяемыми, не ограниченными в обороте?
Термин «государственная тайна», прочно вошедший в научный оборот и часто встречаемый в учебной и научной литературе, что в первую очередь основано на положениях законодательства, раскрыт в указанном ранее Законе "О государственной тайне РФ" следующим образом: государственная тайна - есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Краткость определения, часто не позволяющая раскрыть сущность явления во всем его многообразии и многоаспектности, тем не менее позволяет дать определяющие признаки (свойства): во - первых, всякого рода информация, объединяемая под единым понятием государственная тайна есть сведения, обладающие той или иной степенью истинности; во-вторых, защищаемость государством, официально выраженная в документах; в-третьих, потенциальная угроза нанесения ущерба безопасности России.
В целом же можно заключить, что неоднозначные оценочные понятия в данном случае получили конкретизацию в нормативных актах. Так, термин безопасность официально (легально) раскрыт в Законе РФ о безопасности ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 25.07.2006) "О БЕЗОПАСНОСТИ". Этот закон, принятый еще в 1992 году с изменениями и дополнениями (на сегодняшний день их насчитывается 5) закрепил важнейшие положения в этой области, в том числе и организацию органов обеспечения безопасности). Безопасность им определена таким образом: Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Итак, Закон содержит официальное определение понятие государственной тайны. В чем же его недостатки? В целом оно достаточно абстрактно, не наполнено, пустое. Его содержание просто не может быть раскрыто без использования других, тесно связанных с ним понятий, образующих своего рода систему с присущими ей качествами целостности, полноты, единства.
Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ специальному закреплению законодательно был подвергнут перечень сведений, составляющих государственную тайну. Это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Его конкретизация дана в статье 5 того же Закона.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области: о
2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации;
3) сведения в области внешней политики
и экономики: о
4) сведения в области разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной