Понятие исполнительной власти и государственного управления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Вложенные файлы: 1 файл

АП.txt АП.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

1. Понятие исполнительной власти  и государственного управления  в РФ

 

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

 

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение - исполнение законов, их реализация. В  подчинении исполнительной власти находится  большая сила - чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это составляет объективную  основу для возможной узурпации  всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом  государстве формирование и порядок  деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

 

В законодательстве и юридической  литературе как очень близкие  используются понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация, административная власть. Эти понятия связаны с  властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой  власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление - это деятельность, администрация - основной субъект этой деятельности, власть - главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

 

2. Понятие государственной службы  РФ и ее основные черты. Правовое  регулирование государственной  службы в РФ

 

 

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий гос. органов. Это центральный институт АП.

 

В РФ правовой основой государственной  службы является: Конституция РФ; КЗОТ РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ; Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1.

 

Виды государственной службы (в  зависимости от нескольких критериев): Принцип федерализма - вся государственная  служба делится на: а) федеральную  государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов  РФ. В совместном ведении РФ и  субъектов находится только кадры  судебных и правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива  президента РФ); Принцип разделения властей: служба в органах представительной, исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и милитаризованную.

 

Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть до государственных предприятий.

 

Госслужба строится на принципах:

 

1) правовые: а) принцип верховенства  КРФ и ФЗ над иными НПА  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей; б) принцип приоритета прав  и свобод человека и гражданина; в) принцип единства системы  государственной власти и разграничения  предметов ведения и полномочий  между РФ и субъектами; г) принцип  разделения властей; д) принцип  равного доступа к государственной  службе.

 

2) организационные: а) принцип  обязательности решений для государственных  служащих, принятых вышестоящими  органами; б) принцип единства  основных требований предъявляемых  к госслужбе; в) принцип профессионализма  и компетенции госслужащих; г)  принцип гласности; д) принцип  ответственности за принимаемые  решения и неисполнение служебных  обязанностей; е) принцип внепартийности  госслужащих, отделение религиозных  объединений от государства; ж)  принцип стабильности кадров  государственных служащих.

 

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому во всех системах есть деление  на политических служащих (которые  следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг служащих, не меняются при перемене власти).

 

4. Понятие государственной должности.  Виды государственных должностей  и их характеристика

 

 

Государственная служба проходит на государственных должностях. Государственная должность - должность в федеральных органов государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ст.1 ФЗ «Об основах госслужбы» от 31.07.95 г.)

 

Государственные должности согласно закону, подразделяются на:

 

Политико-судебные - должности, устанавливаемые  КРФ, федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов. Высший уровень руководителей (Президент, председатель правительства, председатель палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т.д.).

 

Патронатные - должности, учреждаемые  в установленном законодательством  РФ в порядке, для обеспечения  непосредственных полномочий лиц, замещающих должности категории А.

 

Административные - должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

 

Все эти должности должны быть перечислены  в Реестре государственных должностей РФ. Реестр состоит из перечня политических должностей (категория А) и Реестра  государственных должностей государственной  службы (категории Б и В). Утверждается Президентом РФ.

 

Строго говоря, в настоящее время, понятие государственной службы относится к группе Б и В, т.е. Президент РФ - не государственный служащий. Группа Б - политические чиновники. По закону, государственная служба на государственных должностях категории Б ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории А.

 

Классификация должностей: высшие; главные; ведущие государственные должности, службы; старшие; младшие. Должности  соответствует определенный квалификационный разряд. Граждане претендующих на занятие 2 и 3 группы должностей обязаны иметь  высшее профессиональное образование  по профилю госслужбы или то, которое  считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена: действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших государственных служащих); государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных служащих замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих ведущие должности); советник государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших государственных должностей); референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей). Квалификационные чины 1, 2 класса присваиваются Президентом РФ, остальные начальником заведения.1. Понятие исполнительной власти и государственного управления в РФ

 

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

 

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение - исполнение законов, их реализация. В  подчинении исполнительной власти находится  большая сила - чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это составляет объективную  основу для возможной узурпации  всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом  государстве формирование и порядок  деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

 

В законодательстве и юридической  литературе как очень близкие  используются понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация, административная власть. Эти понятия связаны с  властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой  власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление - это деятельность, администрация - основной субъект этой деятельности, власть - главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

 

2. Понятие государственной службы  РФ и ее основные черты. Правовое  регулирование государственной  службы в РФ

 

 

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий гос. органов. Это центральный институт АП.

 

В РФ правовой основой государственной  службы является: Конституция РФ; КЗОТ РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ; Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1.

 

Виды государственной службы (в  зависимости от нескольких критериев): Принцип федерализма - вся государственная  служба делится на: а) федеральную  государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов  РФ. В совместном ведении РФ и  субъектов находится только кадры  судебных и правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива  президента РФ); Принцип разделения властей: служба в органах представительной, исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и милитаризованную.

 

Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть до государственных предприятий.

 

Госслужба строится на принципах:

 

1) правовые: а) принцип верховенства  КРФ и ФЗ над иными НПА  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей; б) принцип приоритета прав  и свобод человека и гражданина; в) принцип единства системы  государственной власти и разграничения  предметов ведения и полномочий  между РФ и субъектами; г) принцип  разделения властей; д) принцип  равного доступа к государственной  службе.

 

2) организационные: а) принцип  обязательности решений для государственных  служащих, принятых вышестоящими  органами; б) принцип единства  основных требований предъявляемых  к госслужбе; в) принцип профессионализма  и компетенции госслужащих; г)  принцип гласности; д) принцип  ответственности за принимаемые  решения и неисполнение служебных  обязанностей; е) принцип внепартийности  госслужащих, отделение религиозных  объединений от государства; ж)  принцип стабильности кадров  государственных служащих.

 

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому во всех системах есть деление  на политических служащих (которые  следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг служащих, не меняются при перемене власти).

Информация о работе Понятие исполнительной власти и государственного управления в РФ