Понятие и значения принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:02, реферат

Краткое описание

Принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.
Рассмотрим основные свойства принципов.
Рассмотрим основные свойства принципов :
1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего , что "правовые принципы опережают развитие закона". Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

Вложенные файлы: 1 файл

Пипенко.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине  «Административная юстиция»

 

 

 Понятие и значения принципов  административного судопроизводства РФ. Система принципов и направления  ее развития.

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила:

                                                                                Студентка 4 курса 401 группы

                                                                                 Очной формы обучения

                                                                       Горюнова Яна Юрьевна

 

 

 

 

 

ТОМСК

2013

Понятие и  значения принципов административного  судопроизводства РФ. Система принципов  и направления ее развития.

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов :

1. Нормативность. Ни  одна правовая идея или доктрина  не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего , что "правовые принципы опережают развитие закона". Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила  наиболее высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение  административной юстиции, её  устои, фундамент, выражают степень её демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы  процесса обладают верховенством  по отношению к другим нормам  административного судопроизводства. Все иные нормы административной  юстиции обусловлены принципами  процесса. Содержание отдельных  норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы - аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку  принципы выражают собой устои  административной юстиции, их  нарушение всегда влечет отмену  правового акта, оспаривание совершенного  процессуального действия, при котором было допущено нарушение. Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие  принципов распространяется на  все стадии административного  процесса. Поэтому трудно согласиться  с учеными, которые считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена  сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией  достижения целей административного  судопроизводства.

3. По зрелости и  реальности принципов можно судить о демократичности административной юстиции.

4. Принципы указывают  на направление дальнейшего развития  законодательства об административном  судопроизводстве.

Система и  классификация принципов административного  судопроизводства.

Направления их развития В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание доводы только одной стороны.

Представление о системе  принципов дает их классификация, т.е. объединение в однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации является рациональность:

1. Судоустройственые  принципы.

Определяют независимость  судебной власти и организационное  построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в  административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства  всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок  деятельности суда при разрешении административного  спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение  принципов на закрепленные в  Конституции и в отраслевом законодательстве.

2.Деление принципов  на общие для всего правосудия  и на принципы судопроизводства  по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности : некоторые  действуют во всех стадиях, а некоторые  главным образом в суде - гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованной литературы и нормативно-правовых актов

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online;
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном суде Российской Федерации" / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  4. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О мировых судьях в Российской Федерации" / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  5. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.11.2013) / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия;
  8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) / Правовая система «Консультант-Плюс», некоммерческая интернет-версия.

Информация о работе Понятие и значения принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направления ее развития