Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Государственный суверенитет определяется таким состоянием государства, при котором oнo самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие “суверенитет” возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение o суверенитете, всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Понятие и политико-правовое значение суверенитета.
2. Формы проявления суверенитета государства.
3. Признаки суверенитета Республики Беларусь.
4. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

Кафедра истории  и теории права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь»

на тему «Понятие и политико-правовое значение суверенитета»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, группа 944з

заочного отделения факультета СПиПК

Иванова Оксана Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

 

План:

 

 

 

Введение

 

  1. Понятие и политико-правовое значение суверенитета.

 

  1. Формы проявления суверенитета государства.

 

  1. Признаки суверенитета республики Беларусь.

 

  1. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.

 

Заключение

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Особенности государственного строя в современных условиях обуславливаются обретением республикой государственного суверенитета. 
В литературе проблеме суверенитета и его видам уделено много внимания. В то же время эта проблема приобрела новые очертания.

Государственный суверенитет определяется таким состоянием государства, при котором oнo самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие “суверенитет” возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение o суверенитете, всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни.

Суверенитет становится не только исторической категорией, но и характеризует собой юридическую природу государственного властвования. Является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.

Юридическое закрепление  статуса Республика Беларусь как  суверенного государства произошло  в связи с принятием Декларации Верховного совета Республика Беларусь от 27 июля 1990 года «О государственном суверенитете Республика Беларусь».

Этот акт  закрепил конституционно-правовой статус Республика Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а так же отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республика Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношений в структуре Республика Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и политико-правовое значение суверенитета.

 

«Важнейшим признаком государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории является суверенитет. Государство в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только когда оно является суверенным».[5. Стр. 37]

Различают несколько  видов суверенитета: государственный, народный, национальный.

Государственный суверенитет  определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты:

- суверенитет только  исключительно характеризует государственность,  выделяя и подчеркивая ее отличие  от других общественных явлений.

- суверенитет связан  с волей народов, населения  государственно оформленной территории.

- суверенитет является  объективной реальностью, не требующей  чьего-либо утверждения, но предполагающей  использования его в качестве  основы других государственно-правовых явлений.

Абсолютного государственного суверенитета нет, и быть не может, так как на современном уровне цивилизации в условии единого мирового хозяйства, государства зависят друг от друга в экономическом, экологическом, гуманитарном и многих других аспектах. Государственный суверенитет по своим значениям и свойствам может быть только в чем-то ограничен, во всяком случае, не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств.

Обладание государственным  суверенитетом – это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри станы, а также проведение внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны цивилизованные отношения между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты.

Верховенство государственной  власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, то есть ее единство, в том смысле, что нет двоевластия, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.

Независимость государственной  власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок.

Государственная власть, обладая полнотой и верховенством  не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Чтобы избежать тоталитаризма, действует принцип разделения властей. Степень цивилизованности государства определяется по его отношению к правам и свободам граждан, насколько они реально гарантированны.

Государственный суверенитет  – основное условие международной  правосубъектности. 
          «Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно»[5. Стр.37]. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно, так и через представительные органы в формах и пределах установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.

Народный суверенитет  является первичным по отношению  к государственному суверенитету, но может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.

«Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в экономической, государственной, духовной сферах» [5. Стр. 37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы  проявления суверенитета государства.

 

Для государственного суверенитета характерны следующие проявления:

  • Верховенство
  • Независимость и самостоятельность
  • Единство

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется так же в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения[2. Стр. 119].

Независимость и самостоятельность государственной власти заключается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. Так как только от воли народа исходит мандат на любые изменения формы государственной власти. В Конституции Республики Беларусь отмечено, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а так же путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» часть (2 ст. 3)[2. Стр. 120].

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, то есть выражается в наличии такой системы органов, которые в своей совокупности осуществляют единую государственную власть. [2. Стр. 120].

Материальной  основой государственного (как и  национального) суверенитета является владение соответствующей территорией, определенной собственностью, культурным достоянием.

 

 

 

 

 

 

3.  Признаки суверенитета республики Беларусь.

 

Признаками  суверенитета Республики Беларусь являются:

    • Верховенство, единство и независимость государственной власти (ст. 3, 6 Конституции Республики Беларусь).

 Единство  власти выражается в наличии системы уполномоченных органов, которые имеют возможность осуществить все функции государства: Президент, Парламент, Правительство, суд, местные Советы. Независимость государственной власти проявляется в отношениях с другими государствами. Ст. 5 Декларации Республики Беларусь определяет, что Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность. Согласно  ст. 7 Декларации, установлено верховенство Конституции Республики Беларусь. Субъекты международного права вынуждены соглашаться на условия взаимности ограничения суверенитета[1].

    • Наличие своей территории (ст. 9 Конституции Республики Беларусь).

В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория  Республики Беларусь является единственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория едина и неотчуждаема. Территория соблюдается государственной границей, которая представляет собой линию и проходящую по этой лини вертикаль, определяющую пределы территории, т. е. сушу, воду, недра и воздушное пространство. Граница устанавливается и изменяется в международных договорах. [1].

    • Наличие своего гражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

Гражданство –  это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.[5. Стр. 40] Гражданин Республики Беларусь находится под суверенитетом государства, которое может потребовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей.[8]

    • Наличие собственных Вооруженных Сил (ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

Важнейшим элементом  конституционно-правового статуса  Республики Беларусь как суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности Отечества. На страже государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Республики Беларусь стоят ее национальные Вооруженные Силы, которые обеспечивают безопасность и обороноспособность страны, а Республика Беларусь осуществляет оснащение Вооруженных Сил всем необходимым. [1]

    • Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы (ст.132-136 Конституции Республики Беларусь).

Финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает:

- бюджетную  систему;

- банковскую  систему;

- финансовые  средства внебюджетных фондов, предприятий,  учреждений, организаций и граждан.[4 Стр. – 263]

    • Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества (ст. 9 Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь)
    • Наличие государственных эмблем (символов) – герб, флаг, гимн (ст. 19 Конституции Республики Беларусь).

Значение государственных  символов в жизни каждого государства огромно: государственная символика является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета и выражает историческую судьбу, значимость и предназначение нации. Отношение к ней определяет уровень патриотизма каждого гражданина, самосознания народа в целом, является критерием преемственности поколений и духовного здоровья нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.

 

К середине 80-х  годов XX века в бывшем СССР все более отчетливо стали проявляться кризисные явления во всех областях жизнедеятельности государства и общества. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии исправить положение. В этих условиях среди союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоятельности и получения действительно реального суверенитета.[4.стр. 108]

Информация о работе Понятие и политико-правовое значение суверенитета