Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:55, контрольная работа
Государственный суверенитет определяется таким состоянием государства, при котором oнo самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие “суверенитет” возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение o суверенитете, всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни.
Введение
1. Понятие и политико-правовое значение суверенитета.
2. Формы проявления суверенитета государства.
3. Признаки суверенитета Республики Беларусь.
4. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра истории и теории права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь»
на тему «Понятие и политико-правовое значение суверенитета»
Выполнила:
Студентка 1 курса, группа 944з
заочного отделения факультета СПиПК
Иванова Оксана Эдуардовна
Минск 2009
План:
Введение
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
Особенности государственного строя в современных
условиях обуславливаются обретением
республикой государственного суверенитета.
В литературе проблеме суверенитета и
его видам уделено много внимания. В то
же время эта проблема приобрела новые
очертания.
Государственный суверенитет определяется таким состоянием государства, при котором oнo самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально само понятие “суверенитет” возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суверенитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение o суверенитете, всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни.
Суверенитет становится не только исторической категорией, но и характеризует собой юридическую природу государственного властвования. Является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.
Юридическое закрепление
статуса Республика Беларусь как
суверенного государства
Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республика Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества, а так же отразил завершение важного этапа реформирования государственного устройства Республика Беларусь, качественное изменение характера взаимоотношений в структуре Республика Беларусь.
«Важнейшим признаком государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории является суверенитет. Государство в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только когда оно является суверенным».[5. Стр. 37]
Различают несколько видов суверенитета: государственный, народный, национальный.
Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты:
- суверенитет только
исключительно характеризует
- суверенитет связан
с волей народов, населения
государственно оформленной
- суверенитет является
объективной реальностью, не
Абсолютного государственного суверенитета нет, и быть не может, так как на современном уровне цивилизации в условии единого мирового хозяйства, государства зависят друг от друга в экономическом, экологическом, гуманитарном и многих других аспектах. Государственный суверенитет по своим значениям и свойствам может быть только в чем-то ограничен, во всяком случае, не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств.
Обладание государственным суверенитетом – это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри станы, а также проведение внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны цивилизованные отношения между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты.
Верховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, то есть ее единство, в том смысле, что нет двоевластия, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок.
Государственная власть, обладая полнотой и верховенством не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Чтобы избежать тоталитаризма, действует принцип разделения властей. Степень цивилизованности государства определяется по его отношению к правам и свободам граждан, насколько они реально гарантированны.
Государственный суверенитет
– основное условие международной
правосубъектности.
«Народный
суверенитет означает, что именно народ
осуществляет свою власть самостоятельно»[5.
Стр.37]. Именно народ является единственным
источником государственной власти. Он
осуществляет ее как непосредственно,
так и через представительные органы в
формах и пределах установленных Конституцией.
Суверенная воля народа является определяющей
для выработки и проведения курса внутренней
и внешней политики.
Народный суверенитет является первичным по отношению к государственному суверенитету, но может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.
«Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в экономической, государственной, духовной сферах» [5. Стр. 37].
2. Формы проявления суверенитета государства.
Для государственного суверенитета характерны следующие проявления:
Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется так же в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения[2. Стр. 119].
Независимость
и самостоятельность государств
Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, то есть выражается в наличии такой системы органов, которые в своей совокупности осуществляют единую государственную власть. [2. Стр. 120].
Материальной основой государственного (как и национального) суверенитета является владение соответствующей территорией, определенной собственностью, культурным достоянием.
3. Признаки суверенитета республики Беларусь.
Признаками суверенитета Республики Беларусь являются:
Единство власти выражается в наличии системы уполномоченных органов, которые имеют возможность осуществить все функции государства: Президент, Парламент, Правительство, суд, местные Советы. Независимость государственной власти проявляется в отношениях с другими государствами. Ст. 5 Декларации Республики Беларусь определяет, что Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность. Согласно ст. 7 Декларации, установлено верховенство Конституции Республики Беларусь. Субъекты международного права вынуждены соглашаться на условия взаимности ограничения суверенитета[1].
В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория Республики Беларусь является единственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория едина и неотчуждаема. Территория соблюдается государственной границей, которая представляет собой линию и проходящую по этой лини вертикаль, определяющую пределы территории, т. е. сушу, воду, недра и воздушное пространство. Граница устанавливается и изменяется в международных договорах. [1].
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.[5. Стр. 40] Гражданин Республики Беларусь находится под суверенитетом государства, которое может потребовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей.[8]
Важнейшим элементом
конституционно-правового
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает:
- бюджетную систему;
- банковскую систему;
- финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.[4 Стр. – 263]
Значение государственных символов в жизни каждого государства огромно: государственная символика является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета и выражает историческую судьбу, значимость и предназначение нации. Отношение к ней определяет уровень патриотизма каждого гражданина, самосознания народа в целом, является критерием преемственности поколений и духовного здоровья нации.
4. Предпосылки принятия и значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.
К середине 80-х годов XX века в бывшем СССР все более отчетливо стали проявляться кризисные явления во всех областях жизнедеятельности государства и общества. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии исправить положение. В этих условиях среди союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоятельности и получения действительно реального суверенитета.[4.стр. 108]
Информация о работе Понятие и политико-правовое значение суверенитета