Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 06:09, творческая работа
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, следствием ее использования становится появление неблагоприятных результатов для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. На основании данных обстоятельств науку весьма интересует вопрос об основах связанных с привлечением к административной ответственности. Но необходимо учитывать следующее, в соответствии с законом единой основой связанной с привлечением лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
ТЦД Владивостокский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Административное право |
Тема |
Понятие и признаки административного правонарушения |
Фамилия |
Митрофанов |
Имя |
Константин |
Отчество |
Владимирович |
№ контракта |
0650212400101011 |
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, следствием ее использования становится появление неблагоприятных результатов для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. На основании данных обстоятельств науку весьма интересует вопрос об основах связанных с привлечением к административной ответственности.
Но необходимо учитывать следующее, в соответствии с законом единой основой связанной с привлечением лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения.
Основой, связанной с привлечением к ответственности, можно считать конкретное правонарушение, а именно такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а также другими нормативными правовыми актами признается как вредное и/или запрещенное.
Все правонарушения можно поделить как на преступления, так и на проступки (деликты). Проступки бывают административные, дисциплинарные и служебные.
Под основанием административной ответственности можно считать совершение административного проступка. Под таким проступком признается посягающая на государственный либо общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. А также на общепринятый порядок управления незаконное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусматривается административная ответственность. Такая ответственность может наступить лишь тогда, когда определенное нарушение по своему характеру за собой в соответствии с законодательством не влечет уголовной ответственности.
Административный проступок к тому представляют собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.
Исходя из вышеизложенного, на данном этапе понятие административного правонарушения в российском законодательстве, а также в правовой науке объединено, прежде всего, с карательным характером административной ответственности.
Законное определение административного правонарушения в настоящее время содержится в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением необходимо признавать противоправное, виновное действие (бездействие) как физического, так и юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях определена административная ответственность».
Административное правонарушение выступает как деяние, проявляющиеся в двух формах - действия и бездействия. Из определения, предусмотренного в КоАП РФ, напрямую следуют следующие признаки административного правонарушения, а именно:
- противоправность, обозначающий, что деяние нарушает конкретную норму права;
- виновность, отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию. Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.
- наказуемость, обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ определена именно административная ответственность.
Административное правонарушение является деянием, которое причиняет вред интересам граждан, общества, в том числе и государства, являющиеся незаконным.
Определенные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в ст. 41- 193 КоАП РФ и других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не об общественной опасности административных деликтов. Составы же правонарушений формально идентичны, включая в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону и тех, и других.
Состав административного правонарушения включает в себя совокупность следующих элементов:
1) объект правонарушения;
2) объективную сторону;
3) субъект правонарушения;
4) субъективную сторону.
Под объектом административного правонарушения во всех случаях могут выступать общественные отношения, которые охраняются нормами законодательства об административной ответственности. Покушение на все эти объекты в основном реализовывается путем нарушения определенных правил и запретов, определенных во всевозможных сферах общественной жизни.
В теории в основном выделяют три вида объектов административного правонарушения: общий, родовой и видовой (непосредственный).
Под общим объектом административного правонарушения предусматривают все общественные отношения, которые возникают в области исполнительно-распорядительной деятельности. Данные отношения регулируются нормами административного, конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
Под родовым объектом подразумеваются общественные отношения, которые возникают в определенном круге общественной жизни. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 13 КоАП РФ "Административные правонарушения в области связи и информации", являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере связи и информации.
Под видовым или непосредственным объектом административного правонарушения понимается объект покушения в отдельности взятого административного правонарушения. Например, непосредственный объект административного правонарушения, в соответствии со ст. 14.29 КоАП РФ «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета», подразумеваются общественные отношения, которые возникают в случае осуществления определенных законом правил связанных с получением или предоставлением кредитного отчета.
Объективная сторона анализирует внешнюю сторону административного правонарушения, другими словами показывает, что объективно произошло. Наиболее существенным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние. Вместе с тем в объективную сторону могут быть включены и другие элементы, характеризующие деяние относительно способа, средств, времени и места его совершения, существования причинной связи между деянием которое совершено и наставшими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.
Деяние выражается как в форме действия, так и бездействия.
Под действием предусматривается активное нарушение определенных запретов и правил. Многочисленные административные правонарушения совершаются лишь в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11 КоАП РФ «Незаконное получение кредита».
Под бездействием необходимо понимать пассивное поведение, которое связано с несовершением лицом тех действий, которое оно обязалось совершить в силу требования закона.
Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.
Под субъектом административного правонарушения можно понимать виновное лицо, которым было совершено административное правонарушение и подлежит административной ответственности в порядке, определенном административным законодательством. Субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица.
Понятие «субъект административного правонарушения» очень близок к понятию «субъект административной ответственности». И все-таки знак равенства между ними ставить нельзя. Реально, в большинстве случаев они совпадают. Лицо, которое совершило административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и становится ее субъектом.
Общим субъектом административного правонарушения могут признаваться вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ.
Под специальным субъектом предусматриваются должностные лица, родители несовершеннолетних детей, которые находятся на территории РФ иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, которые за административные проступки несут административную ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, т.е. правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.
Вина в основном обусловливается как психическое отношение лица к производимому им деянию, а также (для материальных составов) к результатам данного деяния. В КоАП РФ предусмотрены две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).
Действуя с умыслом, правонарушитель осознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления – это прямой умысел. Или же он не желает его наступления, но предвидит и сознательно его допускает либо относиться к нему безразлично – косвенный умысел.
Содержание умышленной вины обусловливается характером административного правонарушения, состав которого формальный или материальный.
Под формальным составом может признаваться такой состав административного правонарушения, не предусматривающий в результате его совершения наступления какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Например, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм; нарушение правил водопользования; выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация; самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного устройства и др.
Под материальным составом административного правонарушения можно понимать действие или бездействие, которое влечет в результате их совершения общественно опасные (вредные) последствия. Например, мелкое хулиганство, которое влечет для собственника материальные потери; нарушение водителями правил дорожного движения иди эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба и др.
Административный проступок быть может, совершен и по неосторожности. Неосторожная вина может, проявляется в двух формах, а именно: легкомыслие и небрежность.
Само по себе легкомыслие заключается в том, что лицо может, предвидит возможность, связанную с наступлением противоправного результата, рассчитывает самонадеянно предотвратить его. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел это сделать и выехал на перекресток, на красный цвет.
Небрежность заключается в отсутствии видения вероятности противоправных последствий, хотя, учитывая эти обстоятельства, лицо должно было и могло бы их предвидеть. Например, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить машину на линию, где инспектор обнаружил серьезные технические дефекты.
Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут охарактеризовать как мотив, так и цель правонарушения. Они содержатся в конкретных статьях КоАП РФ и становятся признаками состава, которые являются неизбежными для того, чтобы признать то или иное действие или бездействие административным правонарушением. В иных случаях, когда в КоАП РФ и других законах упоминание об определенных целях и мотивах отсутствует, данные признаки должны учитаны быть правоприменителем в результате определения вида и размера административного наказания, который может быть назначен виновному лицу.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Понятие и признаки административного правонарушения |
http://www.grandars.ru/ |
2 |
Википедия – свободная энциклопедия / Административное правонарушение |
http://ru.wikipedia.org/wiki/% |
3 |
Макарейко Н.В. Административное право: Учебник |
http://be5.biz/pravo/amnv/16. |
Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения