Понятие и признаки административно–правового режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:42, реферат

Краткое описание

В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы возникает необходимость повышенной боевой готовности вооруженных сил и других воинских формирований. Поэтому рассмотрение вопроса об административно–правовом режиме военного положения наиболее актуально в наше время.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки административно–правового режима ………………...5
2. Административно-правовой режим военного положения ………………….6
Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы …………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

А-П режим военнного положения.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Понятие и признаки  административно–правового режима ………………...5

2. Административно-правовой  режим военного положения ………………….6

Заключение ………………………………………………………………………18

Список использованной литературы …………………………………………19

 

Введение.

В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы возникает необходимость повышенной боевой готовности вооруженных сил и других воинских формирований. Поэтому рассмотрение вопроса об административно–правовом режиме военного положения наиболее актуально в наше время.

Российская правовая система знает два административно-правовых режима чрезвычайного характера, имеющих глобально значение для всей административно-политической сферы жизнедеятельности общества - это режимы чрезвычайного и военного положений. Оба эти режима служат для усиления государственной власти в ситуациях, требующих мобилизации управленческого воздействия для выхода из критической для страны в целом или отдельного ее региона ситуации. Исходя из чрезвычайности и целей указанных режимов, и тот и другой носят ограничительный характер, то есть содержат положения, ограничивающие права и свободы человека.

Возможность введения военного положения предусмотрена Конституцией РФ, которая в части 2 статьи 87 предусматривает, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» определяет военные положение как особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации применяются Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны. Если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.

Основанием для введения Президентом РФ военного положения является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

Что же такое режим военного положения? Как он осуществляется? Какие пределы полномочий высших органов государственной власти в регулировании данной сферы российского законодательства? На эти и другие вопросы попытаемся ответить в данной контрольной работе.

 

1. Понятие и признаки административно–правового режима.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Если рассматривать административно-правовой режим в широком смысле этого понятия то это  – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации, возложенных на них правомочий.

В узком смысле административно-правовой режим это – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

- устанавливаются в сфере  публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

- регламентируются, в основном, нормами административного права;

- закрепляют, детализируют  правила поведения граждан, государственных  органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

- широко применяются административные  методы воздействия;

- вводится дополнительный  контроль за соблюдением правил  поведения гражданами и юридическими  лицами, а также государственной  администрацией;

- нарушение правил режима  влечет за собой применение  дополнительных мер государственного  принуждения.

2. Административно-правовой  режим военного положения.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного положения в соответствии с ФКЗ «О военном положении» могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Правовую основу режима военного положения составляют: Конституция, ФКЗ «О военном положении», принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области.

Основания введения военного положения (ч. 2 ст. 87 Конституции):

- агрессия против Российской Федерации;

- непосредственная угроза агрессии против Российской Федерации.

Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким- либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

- бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

- блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

- нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

- действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

- засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение. Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию и незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. В случае если указ Президента РФ о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации. О введении военного положения оповещается население.

При введении на территории военного положения применяются меры, такие как:

1. Усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2. Эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

3. Введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

4. Введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5. Приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6. Привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7. Изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8. Запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9. Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10. Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11. Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12. Запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

Информация о работе Понятие и признаки административно–правового режима