Понятие и содержание административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:30, реферат

Краткое описание

Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этой связи задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, весьма обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и проводимым реформам.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
Понятие и особенности административного процесса .................................4
Правовое регулирование и содержание административного процесса.......................................................................................................10
Заключение..................................................................................................14
Список используемой литературы............................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и содержание административного процесса.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений - административно-процессуальных отношений. В них всегда представлена официальная сторона - субъект административно-юрисдикционной деятельности, правомочный решать индивидуальные административные дела в одностороннем юридически-властном порядке. Главной их особенностью является то, что в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников, т.е. они относятся к административно-правовым отношениям горизонтального типа. Но процессуальное равенство сторон имеет силу до определенного момента. Таковым является момент вынесения решения по данному индивидуальному делу. Однако и в дальнейшем физическое или юридическое лицо, если оно не согласно с принятым по его делу решением, вправе обжаловать его.5

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Как уже упоминалось, это КоАП и Таможенный Кодекс. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Что же касается процессуального обеспечения юрисдикции по применению мер административного принуждения за рамками конкретных административно-правовых споров, то в этой области еще много проблем.

 Так же среди ученых существуют разные позиции по поводу того, какое содержание имеет административный процесс.

  1. Сторонники первой точки зрения в содержание административного процесса включают совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач. Представляется, что такой подход приемлем с социологической точки зрения, однако с юридической он является не совсем корректным: дело в том, что одни действия, совершаемые исполнительными органами, не регламентированы нормами права и не имеют юридического значения, а потому не входят в предмет изучения науки права.6 Другие же действия исполнительных органов получили достаточное правовое регулирование.

Необходимо отметить, что административный процесс отличается большой пестротой нормативных актов, его регулирующих. К ним относятся и Конституция РФ, конституции, уставы субъектов РФ, регулирующие некоторые процедурные вопросы деятельности правительств, администраций; и федеральные законы (например, о Правительстве, Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях). Однако основная масса административно-процессуальных норм содержится в ведомственных нормативных актах (например, порядок рассмотрения жалоб граждан в каком-либо органе, основы делопроизводства и др.). Одним словом, нормативный материал разрознен, единые правила административного процесса отсутствуют.

  1. Существует другой подход к определению содержания административного процесса. В соответствии с ним предметом административно-процессуального права может быть только юрисдикционная деятельность, т.е. деятельность по разрешению административно-правовых споров, споров между сторонами регулируемых административным правом общественных отношений, которые возникают в связи со сложившимся у одной стороны впечатлением, что ее права и обязанности нарушены. Такие споры могут возникать как между исполнительными органами, так и между исполнительным органом и управляемым субъектом. Такие споры разрешаются в рамках производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам граждан и юридических лиц, а также согласительных процедур.
  2. Наконец, административным процессом в узком, специальном смысле является деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует сказать, что административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Административный процесс находится в настоящее время на стадии совершенствования, его разработке уделяется большое внимание, т.к. именно административный процесс лежит в основе регулирования государственной управленческой деятельности, которая охватывает все сферы жизни общества: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую.

Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.

 

Список используемой литературы:

  1. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. - М.: Юрист, 2004;
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - М.Эксмо, 2006.;
  3. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзаменов. - М.: Юрайт-Издат, 2005.;
  4. КоАП РФ по состоянию на 15 декабря 2011 г.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.admin-pravo.ru

 

 

1  Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. - М.: Юрист, 2004;

2 Д.Н. Бахрах Административное право России: Учебник. - М.Эксмо, 2006.

3 Д.Н. Бахрах Административное право России: Учебник. - М.Эксмо, 2006.

4 Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзаменов. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

 

5 http://www.admin-pravo.ru

6 http://www.admin-pravo.ru

 


 



Информация о работе Понятие и содержание административного процесса