Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о правах и обязанностях государственного служащего, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
- Определение сущности и признаков государственной службы;
- На основе понятия проследить классификацию госслужащих;
- Изучить и рассмотреть права и обязанности государственных служащих;
- Определить ответственность, а также ограничения и запреты госслужащих;
- Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовые по дисциплине государственная служба 2011.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет  свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются  посредством конкретных действий личного  состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство  приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его  служащих.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Каждый государственный служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Актуальность  темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России возможно при укомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.

Цели  и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления  о правах и обязанностях государственного служащего, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

- Определение сущности и признаков государственной службы;

- На основе понятия проследить классификацию госслужащих;

- Изучить  и рассмотреть права и обязанности   государственных служащих;

- Определить  ответственность, а также ограничения и запреты госслужащих;

- Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Под объектом исследование мы понимаем общественные отношения складывающиеся в процессе осуществления государственными служащими прав и обязанностей в их служебной деятельности.

Предметом являются правовые нормы, регулирующие использование и применение на практике госслужащими своих прав и обязанностей.

В ходе решения  поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ, логичность, функциональность и системность.

Степень исследованности темы. Существенным вкладом в развитие государственной  службы стали работы таких ученых, как А.А. Гришковец и В.А. Козбаненко, А.В. Куракина. Комплексное и очень серьезное, с научно-практической точки зрения, исследование основополагающих вопросов государственной службы содержится в трудах А.Ф. Ноздрачева.

Мнения  этих и других авторов будут представлены в курсовой работе.

Широко  в работе используются и правовые акты, начиная с Конституции и  кончая подзаконными актами. Они помогают дать более полную характеристику правового статуса госслужащего.

В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается понятие  государственного служащего, приводится система и структура государственной службы на основе анализа действующего законодательства. Во второй главе дается подробный анализ правового статуса государственного служащего на основе глубокого изучения элементов его элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Общая характеристика: понятие и сущность государственной службы в  Российской Федерации.

 

1.1 Сущность и признаки государственной службы в РФ

 

Государственная служба –  это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов1. Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ.

В определении  понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под  профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная служба как вид  профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных  органов лицами, находящимися на государственных  должностях.

Служба  в государственных органах, государственных  и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства  по организации и правовому регулированию  личного состава государственных  органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего  – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства  в государственных предприятиях. Закон “ О государственной гражданской службе Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

Структурообразующим элементом органов государственной  власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего  и присуща только ему. В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей2. Например, к таким органам относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата и др.

В целях  обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе рядом  указов Президента утверждены перечни  государственных должностей, которые  считаются соответствующими разделами  Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Например, государственные должности, учреждаемые  для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - генеральный  директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель  управляющего делами Президента РФ - главный  бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

Итак, государственная  служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность необходимый  элемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место  в служебной иерархии (то есть определение  тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок  поступления на службу, прохождение  ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Она  регулируется нормами не только административного  права, но и нормами других отраслей права. Например,     на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Следовательно, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).

 

1.2 Понятие и элементы правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

 

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предполагает возможность установления особенностей государственной службы в отдельных государственных органах федеральными законами3. Для административно-политической сферы это положение является крайне важным, ибо и сама специфика данной сферы и особенности ее отдельных органов предполагают существенные различия в протекающей в них государственной службе. Работа по созданию законодательства о государственной службе проводится по пути формирования правовой базы различных ее видов: военной, в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах прокуратуры

В Федеральном Законе " О государственной гражданской службе Российской Федерации " закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.

 Государственная  служба основывается на принципе  верховенства Конституции Российской  Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и т.п.

Этот  принцип является всеобщим, не имеет  и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Обязанность  всех органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и федеральные законы на территории Российской Федерации является необходимым  условием функционирования государства  и реализации законности.

Конституция предполагает формирование такой правовой системы, в которой высшей юридической  силой обладает главный закон  государства - его Конституция, а  все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Однако на сегодняшний день не существует комплексного правового акта - закона, который бы детально устанавливал соподчиненность  нормативных актов, определял порядок  их применения, вступления в юридическую  силу, действия и утраты юридической  силы. Поэтому конституционный принцип  верховенства закона применительно  к государственной службе восполняет отмеченный пробел в законодательстве.

 Государственная  служба основана на принципе  приоритета прав и свобод человека  и гражданина. Человек, его права  и свободы, их непосредственное  действие признаются Конституцией  РФ (ст.ст.2, 18) высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства и государственных  служащих. В конечном счете, данный  принцип определяет главный смысл  и содержание деятельности государственных  служащих. Серьезным нарушением  приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами государственные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Государственная служба основывается на принципе единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения  между Российской Федерацией и ее субъектами. Этот принцип непосредственно  вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и её субъектов (п.3 ст.5 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

 В  Конституции Российской Федерации  (ст.10) закреплен принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная служба основана на этом принципе, который выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей власти.

Информация о работе Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации