Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:56, реферат
Наука об административном праве — важнейшая отрасль правоведения. Ее значение предопределено ролью в российской действительности государственной администрации, норм административного права.
Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.
Понятие, предмет и задачи науки административного права…………………….............3
Метод науки административное право………………………………………………..5
История развития административной науки……………………………………………….7
Развитие науки административного права в России………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………………………….14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Омский государственный технический университет
Кафедра «Государственное и Муниципальное управление»
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Административное и таможенное право»
«Понятие науки
Выполнила: студентка гр. ТД-210
Авдеева М.С.
Проверил: старший преподаватель
Гусева О.М.
Омск 2012
Содержание
Список используемой литературы……………………………………………………
1. Понятие, предмет и задачи науки административного права
Наука об административном праве — важнейшая отрасль правоведения. Ее значение предопределено ролью в российской действительности государственной администрации, норм административного права.
Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.
У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.
Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.
Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.
В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования рыночных отношений.
В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).
Как правильно отметил К. С. Вельский, нормы — это непосредственный, сегодняшний материал науки административного права, но свой настоящий смысл они «получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся, и исчезают»... Система науки административного права включает не только знания о действующих нормах, но «также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: предмете, методе, системе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административных правоотношениях, их видах, субъектах и объектах этих отношений, об исполнительной власти, ее признаках и функциях. Это — базисные категории первого уровня. По сравнению с другими категориями административного права они не прямо объективируются в административно-правовых нормах (нормах-дефинициях и нормах-принципах), но являются абстракциями, отражающими самые сущностные стороны административно-правовой действительности»
В предмете науки административного права можно выделить такие части:
• административно-правовые категории;
• действующие и отмененные нормы административного права;
• анализ практики реализации норм административного права;
• система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также используемых научных категорий.
Такие рекомендации могут касаться других отраслей права, общеправовых категорий.
В самом общем виде функции науки административного права можно сформировать так: теоретическая, прикладная, воспитательная.
Теоретическая функция — способствовать развитию юридической науки, общей теории социального управления.
Прикладная - разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственной администрации, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и т. д.), пропаганда правовых знаний.
Воспитательная — способствовать развитию необходимых навыков, подходов, принципов поведения у граждан, служащих, понимания ими необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.
Административно-правовая
доктрина тесно связана с другими
ветвями древа юридической
Несомненно, что
взаимодействие всех частей большой
семьи юридической науки может
быть очень плодотворным как для
права и науки о нем вообще,
так для административного
Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.
Методы науки «
Общенаучные методы:
Частнонаучные методы:
Методика - совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
2. История развития административной науки
Выделение политической области из монолитного, единого социума, дифференциация политической сферы от социальной, духовной и экономической подсистем произошли достаточно поздно. Политические явления вначале рассматривались в пределах ведущих социокультурных теорий в контексте всего комплекса общественных явлений. На протяжении длительного времени — со времен античности и вплоть до XVIII в. — все познания о социальных явлениях были единой системой.
Однако уже Аристотель особо выделял учение о государственном управлении. С его точки зрения, вся общественная жизнь помещалась в границы политической жизни и направлялась на службу отечеству. Он отмечал: «…поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей».
В процессе развития и совершенствования знаний о социальном мире встал вопрос о разделении научных дисциплин. Так, в середине XVIII столетия естественная философия отделилась от моральной. Позднее, под влиянием философских работ Огюста Конта и Анри Сен-Симона, моральные науки стали называться «социальные».
Но о формировании самостоятельной политической науки можно говорить только после появления в первой половине XIX столетия Правовой школы в Германии, которая поставила в качестве своей цели изучение государства. Возникновение политологии как новой дисциплины условно можно датировать 1880 г., когда Совет правления Колумбийского колледжа в США по предложению Дж. Барджесса решил образовать Школу политической науки. Была установлена система обучения научных работников с написанием и защитой ими диссертаций. Школа политической науки с 1886 г. публикует журнал «Политикл сайенс куотерли». Пример Колумбийского университета был заимствован другими передовыми учебными заведениями Америки, а затем - и Западной Европы.
Постепенно иерархическое и
систематическое разделение труда
между разными ветвями
С одной стороны, централизованное преобразование государственной службы привело к росту числа чиновников, с другой — к изменению качества его структуры. Например, постоянно увеличивалось число служащих наиболее низких категорий ( делопроизводителей, секретарей и т.д.), которые обслуживали сам процесс делопроизводства в учреждениях и обеспечивали непрерывную работу всех частей государственного аппарата. Увеличение состава «канцелярии» (франц.— bureau) - один из типичных признаков централизации государственного управления; именно отсюда берут начало такие термины, как «бюрократия», «бюрократизация».
Постепенно иерархия чинов, базирующаяся на привилегиях, «породе», заменялась иерархией чинов, обусловленной личными заслугами и знаниями человека, его профессиональностью. Введение системы ежемесячного денежного довольствия для всех слоев служащих увеличило их зависимость от государственной власти.
Указанные изменения в организации государственной службы внедрялись постепенно. В западноевропейских странах этот процесс начался в XV—XVI столетиях, в Америке и России – несколько позднее — в XVIII столетии. Образование национальных бюрократических структур в России и большинстве западноевропейских стран завершилось приблизительно в одно и то же время — во второй половине XIX столетия.
3. Развитие науки административного права в России
Эта наука сравнительно молодая. В ее развитии на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).
Хотя первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились в России во второй половине XVIII в., только через сто лет, в конце XIX, а особенно в начале XX в. сформировалась специальная отрасль правовой науки. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности). В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации и защите прав подданных Российской империи. Работы И. Андриевского, И. Белявского, В. Гессена, В. Дюрижинского, А. Елистратова, В. Лешкова, И. Тарасова были широко известны в России, в них немало полезного найдет и современный читатель.
После революции 1917 г. науку административного права дважды (в 1918—1921, 1929—1938 гг.) «закрывали» — прекращали исследования и преподавание. Она была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Потом ее судьбу разделили генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для репрессированных отраслей знаний — они основывались на достижениях ученых западных стран, не соответствовали взглядам руководства КПСС.