Понятие науки административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Наука об административном праве — важнейшая отрасль правоведения. Ее значение предопределено ролью в российской действительности государственной администрации, норм административного права.
Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.

Содержание

Понятие, предмет и задачи науки административного права…………………….............3
Метод науки административное право………………………………………………..5
История развития административной науки……………………………………………….7
Развитие науки административного права в России………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие науки административное право.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Омский государственный  технический университет

Кафедра «Государственное и Муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Административное  и таможенное право»

«Понятие науки административного  права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. ТД-210

Авдеева М.С.

 

Проверил: старший преподаватель

Гусева О.М.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

Содержание

 

  1. Понятие, предмет и задачи науки административного права…………………….............3
    1. Метод науки административное право………………………………………………..5
  2. История развития административной науки……………………………………………….7
  3. Развитие науки административного права в России………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, предмет и задачи науки административного права

 

Наука об административном праве — важнейшая отрасль правоведения. Ее значение предопределено ролью в российской действительности государственной администрации, норм административного права.

Предметом науки административного  права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.

У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования рыночных отношений.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).

Как правильно отметил К. С. Вельский, нормы — это непосредственный, сегодняшний материал науки административного права, но свой настоящий смысл они «получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся, и исчезают»... Система науки административного права включает не только знания о действующих нормах, но «также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: предмете, методе, системе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административных правоотношениях, их видах, субъектах и объектах этих отношений, об исполнительной власти, ее признаках и функциях. Это — базисные категории первого уровня. По сравнению с другими категориями административного права они не прямо объективируются в административно-правовых нормах (нормах-дефинициях и нормах-принципах), но являются абстракциями, отражающими самые сущностные стороны административно-правовой действительности»

В предмете науки административного  права можно выделить такие части:

• административно-правовые категории;

• действующие и отмененные нормы  административного права;

• анализ практики реализации норм административного  права;

• система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также  используемых научных категорий.

Такие рекомендации могут касаться других отраслей права, общеправовых категорий.

В самом общем  виде функции науки административного права можно сформировать так: теоретическая, прикладная, воспитательная.

Теоретическая функция — способствовать развитию юридической науки, общей теории социального управления.

Прикладная - разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственной администрации, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и т. д.), пропаганда правовых знаний.

Воспитательная — способствовать развитию необходимых навыков, подходов, принципов поведения у граждан, служащих, понимания ими необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.

Административно-правовая доктрина тесно связана с другими  ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения  и понятия, выводы и предложения  общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

Несомненно, что  взаимодействие всех частей большой  семьи юридической науки может  быть очень плодотворным как для  права и науки о нем вообще, так для административного права  и науки в нем в частности.

1.1. Метод науки административное право

Метод науки «административное  право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное  право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

  • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
  • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
  • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
  • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
  • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
  • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

  • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
  • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
  • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);
  • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
  • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика - совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития административной науки

 

Выделение политической области из монолитного, единого социума, дифференциация политической сферы от социальной, духовной и экономической подсистем произошли достаточно поздно. Политические явления вначале рассматривались в пределах ведущих социокультурных теорий в контексте всего комплекса общественных явлений. На протяжении длительного времени — со времен античности и вплоть до XVIII в. — все познания о социальных явлениях были единой системой.

Однако уже Аристотель особо  выделял учение о государственном  управлении. С его точки зрения, вся общественная жизнь помещалась в границы политической жизни  и направлялась на службу отечеству. Он отмечал: «…поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей».

В процессе развития и совершенствования  знаний о социальном мире встал вопрос о разделении научных дисциплин. Так, в середине XVIII столетия естественная философия отделилась от моральной. Позднее, под влиянием философских работ Огюста Конта и Анри Сен-Симона, моральные науки стали называться «социальные».

Но о формировании самостоятельной  политической науки можно говорить только после появления в первой половине XIX столетия Правовой школы  в Германии, которая поставила в качестве своей цели изучение государства. Возникновение политологии как новой дисциплины условно можно датировать 1880 г., когда Совет правления Колумбийского колледжа в США по предложению Дж. Барджесса решил образовать Школу политической науки. Была установлена система обучения научных работников с написанием и защитой ими диссертаций. Школа политической науки с 1886 г. публикует журнал «Политикл сайенс куотерли». Пример Колумбийского университета был заимствован другими передовыми учебными заведениями Америки, а затем - и Западной Европы.

Постепенно иерархическое и  систематическое разделение труда  между разными ветвями государственного управления закрепляется в законодательстве, которое тщательно упорядочивает  полномочия и функции обособленных государственных учреждений и служб, а также круг обязанностей всех служащих. Таким способом совершенствовалась работа государственного аппарата, а также повышалась его управляемость.

С одной стороны, централизованное преобразование государственной службы привело к росту числа чиновников, с другой — к изменению качества его структуры. Например, постоянно увеличивалось число служащих наиболее низких категорий ( делопроизводителей, секретарей и т.д.), которые обслуживали сам процесс делопроизводства в учреждениях и обеспечивали непрерывную работу всех частей государственного аппарата. Увеличение состава «канцелярии» (франц.— bureau) - один из типичных признаков централизации государственного управления; именно отсюда берут начало такие термины, как «бюрократия», «бюрократизация».

Постепенно иерархия чинов, базирующаяся на привилегиях, «породе», заменялась иерархией чинов, обусловленной  личными заслугами и знаниями человека, его профессиональностью. Введение системы ежемесячного денежного  довольствия для всех слоев служащих увеличило их зависимость от государственной власти.

Указанные изменения в организации  государственной службы внедрялись постепенно. В западноевропейских странах  этот процесс начался в XV—XVI столетиях, в Америке и России – несколько  позднее — в XVIII столетии. Образование национальных бюрократических структур в России и большинстве западноевропейских стран завершилось приблизительно в одно и то же время — во второй половине XIX столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие науки административного права в России

 

Эта наука сравнительно молодая. В  ее развитии на территории России можно  выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).

Хотя первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились в России во второй половине XVIII в., только через сто лет, в конце XIX, а особенно в начале XX в. сформировалась специальная отрасль правовой науки. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности). В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации и защите прав подданных Российской империи. Работы И. Андриевского, И. Белявского, В. Гессена, В. Дюрижинского, А. Елистратова, В. Лешкова, И. Тарасова были широко известны в России, в них немало полезного найдет и современный читатель.

После революции 1917 г. науку административного права дважды (в 1918—1921, 1929—1938 гг.) «закрывали» — прекращали исследования и преподавание. Она была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Потом ее судьбу разделили генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для репрессированных отраслей знаний — они основывались на достижениях ученых западных стран, не соответствовали взглядам руководства КПСС.

Информация о работе Понятие науки административного права