В системе общей
части административного
права целесообразно выделить четыре
основных элемента:
- институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
- управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое
право;
- правовые нормы, регламентирующие процесс управления
(управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
- нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);
- институты и нормы административно-деликтного
права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.
Особенная часть включает главы
о системе государственного управления
в трех важнейших сферах: управление экономической
сферой, управление социально-культурной
сферой, управление административно-политической
сферой.
В
особенной части административного
права рассматриваются организация
государственного управления,
вопросы соотношения компетенции Российской
Федерации и ее субъектов в области организации
государственного управления; понятие
регионального управления; межотраслевое
государственное управление и его организационные
формы; соотношение государственного
управления и государственного регулирования;
воздействие проводимой в Россииадминистративной
реформы на формирование
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти.
Часть
отрасли административного права,
которая состоит из норм, воздействующих
на определенный вид однородных общественных
отношений, называется административно-правовым
институтом. Данный институт
представляет собой совокупность норм,
по объему и масштабу действия сравнительно
меньшую, чем отрасль права. Институты
административного права могут быть:
- отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);
- материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
- регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);
- простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
Административное
право может быть материальным (устанавливающим
основные положения, административно-правовой
статус субъектов управления и административного
права, а также права, обязанности, запреты,
ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим
порядок реализации материальных норм
административного права).
Административное
право подразделяется также на внешнее
и внутреннее. Внешнее административное
право регулирует отношения (правоотношения)
между управляющим государством (органами
управления, учреждениями), с одной стороны,
и гражданами, организациями — с другой.
Внешнее административное право — это
наиболее важная часть административного
права, включающая такие институты, как
институт административного акта, институт
административного договора, институт
государственной службы, институт административной
ответственности, институт принуждения,
применяемого в отношении физических
или юридических лиц.
Внутреннее административное
право регулирует правоотношения между
государством, его органами и структурными
подразделениями. В рамках этого права
также осуществляется управленческая
деятельность, принимаются акты управления,
реализуется правовой статус данных субъектов,
однако они не вступают в отношения внешнего
характера.
источники
административного права
Источники административного
права — это внешние
конкретные формы его выражения, т. е. нормативные
правовые акты, содержащие нормы административного
права.
Содержанием
источников административного права
являются правовые нормы, регулирующие
конкретныеадминистративно-правовые отношения. Они начинают
существовать только в результате возникновения
правового источника. Нормы административного права содержатся в
многочисленных законодательных и иных
нормативных актах, действующих в Российской
Федерации. Сложность и масштабность управленческой
деятельности обусловливает необходимость
принятия в этой сфере как законов, так
и управленческих актов. В современных
условиях система источников административного
права усложняется, поскольку в субъектах
РФ принимаются законодательные акты,
определяющие порядок управления в этих
субъектах.
Правовые
источники административного права
подразделяются на федеральные
источники права (принимаемые
федеральными государственными органами
и действующими на территории всей страны)
и источники права
субъектов РФ (принимаемые
органами государственной власти субъектов
РФ и действующие на территории этого
субъекта).
В
соответствии с положениями Конституции
РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором, в котором Россия является
участником, установлены иные положения
и правила, чем предусмотренные законодательством
РФ, то действуют и применяются нормы этого
договора.
К
числу правовых источников административного
права относятся:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
- правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На
уровне субъектов РФ источниками
административного права являются:
- законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов
(конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
- правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Нормативные
правовые акты органов федеральной
исполнительной власти и субъектов РФ,
а также органов местного самоуправления, являясь источниками
административного права, представляют
собой форму реализации компетенции данных
органов.
В
силу многообразия административных правовых
норм возникает проблема их систематизации,
кодификации и инкорпорации. Теория
источников административного права
позволяет систематизировать эти
нормативные акты.
механизм административного
права
Под механизмом
административно-правового регулирования понимается
система административно-правовых средств,
которые, воздействуя на социальные отношения,
организуют их в соответствии с задачами
управления.
Структурно данный механизм
составляют следующие части:
1. Система
государственных (и муниципальных)
органов как управляющих звеньев. Возьмем,
к примеру, Государственную Думу, Правительство
и МВД Российской Федерации.
МВД считало необходимым назначить
административную ответственность
за незаконное употребление наркотиков
в общественных помещениях и мест приравненных
к ним. Оно обратилось в Правительство,
обладающее правом законодательной инициативы.
Правительство направляет на ознакомление
и рассмотрение Государственной Думы
законопроект, в котором предлагается
рассмотреть соответствующую норму.
2. Нормы
административного права.
Под нормой права понимается регулирование
отношений и регулирование правил
поведения образец , установленный
или санкционируемый государством,
имеющее общеобязательную
силу, наделяющее субъектов юридическими
правами и обязанностями, регулирующее
социальные отношения и предусматривающее
в случае несоблюдения ответственность.
В нашем примере мера будет такой:
«потребление наркотических препаратов
без предписания
врача в общественных помещениях».
Однако правоприменитель безусловно обязан
знать, что такое «наркотическое средство»
и что такое «общественные помещения».
Необходимо официальное понимание этих
понятий.
3. Акты
толкования норм административного права.
Такими актами могут быть законы,
указы Президента, Постановления
Пленума Верховного Суда, Постановления
Правительства и другие официальные
документы.
Но к правонарушителю данную
норму необходимо применять. Сотрудник
милиции должен составить протокол,
а судья
(как правило) – рассмотреть дело и вынести
постановление о наложении административного
взыскания в отношении конкретного лица.
Это постановление является актом применения
нормы административного права.
4. Акты
применения норм административного права.
Между сотрудником милиции, ведущим
производство по делу, судьей, рассматривающим
дело, лицом, привлекаемым к административной
ответственности, а также другими
субъектами производства возникают
административные правоотношения, которые
конкретно выражаются во взаимных
обязанностях и правах.
5. Административно-правовые
отношения.
Они являются последним элементом
механизма, по существу, результатом
административно-правового воздействия
на общественные отношения.