Понятие, признаки и виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 02:32, контрольная работа

Краткое описание

Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-5
1. Понятие и признаки административного правонарушения……….…6-10
1.1 Понятие административного правонарушения…………………….…6-7
1.2 Признаки административного правонарушения…………………….8-10
2. Виды административных правонарушений и юридический состав..11-22
2.1 Виды административных правонарушений…………………………11-16
2.2 Юридический состав административного правонарушения……….17-22
Заключение………………………………………………………………...23-24
Список использованных источников……………………………………..25-26

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Уральский государственный экономический  университет

Институт права, экономики и  управления

Юридический факультет

 

 

 

 

 

Тема: Понятие, признаки и виды

административных  правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная

Работа

по дисциплине:

Административное  право.

Выполнила:

студентка гр. Ю-104

Закирова И.Р.

Проверил:

Фарыма В.И.

 

 

 

2011-12

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3-5

1. Понятие и признаки административного  правонарушения……….…6-10

1.1 Понятие административного правонарушения…………………….…6-7

1.2 Признаки административного  правонарушения…………………….8-10

2. Виды административных правонарушений и юридический состав..11-22

2.1 Виды административных правонарушений…………………………11-16

2.2 Юридический состав административного  правонарушения……….17-22

Заключение………………………………………………………………...23-24

Список использованных источников……………………………………..25-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Введение

      Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.  

      Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение таких правил соответствует  интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и  нередко приводит к вредным и  даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения  в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный  проезд пассажиров наносит имущественный  ущерб транспортным предприятиям, нарушение  правил дорожного движения ставит под  угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных 3

средств, снижает пропускную способность  дорог, нарушение правил охоты и  рыбной ловли наносит вред живой  природе, а тем самым и обществу.

     Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

      Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

       Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

       Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.1

 

 

 

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 17.

4

      Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние. Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления. Однако его вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного Кодекса.

     Предметом данной контрольной работы выступает административное правонарушение.

      Цель состоит в рассмотрении понятия административного правонарушения, его признаков и состава.

Указанные цели определяют задачи исследования:

1) раскрытие понятия административного  правонарушения;

2) изучение признаков административного  правонарушения;

3) анализ юридического состава  административного правонарушения.

 

 

5

1. Понятие и признаки административных правонарушений

1.1 Понятие административного  правонарушения

      Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность. Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно противоэпидемических правил).

      Активное воздействие на общественный порядок оказывают органы исполнительной власти, а также исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.  Исполнительная власть всех уровней активно вмешивается в сферу частноправовых интересов граждан, выдавая и аннулируя лицензии, а также

6

посредством государственной регистрации, квотирования и другими методами государственной разрешительной политики. Исполнительная власть реализует законодательные нормы, устанавливающие правила поведения людей (например, в ходе проведения митингов, демонстраций, пикетов, забастовок), но в некоторых неотложных случаях и самостоятельно санкционирует порядок поведения в обществе еще до издания закона (например, в случае введения так называемой винной монополии).

      Таким образом, порядок поведения юридических лиц и нормы общественного бытия физических лиц устанавливаются уполномоченными народом государственными органами. Именно поэтому в приведенном нами определении административного правонарушения понятие «государственный порядок» включает и общественный порядок, предназначение которого – в урегулировании социальной и общественной активности граждан, предусмотренной законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

1.2 Признаки административного  правонарушения

      Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

- противоправность. Данный признак  обозначает, что данное деяние  нарушает конкретную норму права;

- виновность. Данный признак отражает  внутреннее интеллектуально-волевое  отношение субъекта к совершаемому  им деянию;

- наказуемость. Данный признак  обозначает, что за совершение  данного деяния конкретной нормой  КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Рассмотрим их более подробно.

      Обычно выделяют четыре признака административного правонарушения. Три из них, как уже указывалось выше, заложены в определении административного правонарушения, имеющемся в законодательстве. Четвертый признак характеризует негативное воздействие административного правонарушения на конкретные общественные отношения, и ситуация с ним является несколько более сложной.

      Любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, т.к. нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность наступления крайне негативных для общества последствий. Особенность административных правонарушений заключается в том, что совершение большинства из них обычно не влечет наступления непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу. Вместе с тем сами эти последствия таковы, что в случае их

8

наступления могут причинить даже больший вред, чем многие уголовные  преступления. Совершенно очевидно, например, что совершение таких правонарушений, как: "нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде" (ст. 6.5 КоАП РФ); "сокрытие или искажение экологической информации" (ст. 8.5 КоАП РФ); "нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте" (ст. 11.16 КоАП РФ), может повлечь причинение вреда жизни и здоровью сотням и тысячам людей. Поэтому отрицание общественной опасности административных правонарушений не основывается на реально существующей ситуации.

      Вторым признаком административного правонарушения является противоправность. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением, и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права. Так, например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.6 КоАП РФ: нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, связано с нарушением правил, установленных п. 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090)2: водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда,

2Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531.

9

транспортным средством управляет  обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом нужно быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

      Виновность означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Статья 1.5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ - что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

      Наказуемость деяния означает, что за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность. Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности. В этом случае деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением. Например, движение транспортного средства со скоростью, не соответствующей реальным дорожным условиям, однако не превышающей установленных ограничений, само по себе не является наказуемым в административном порядке и не может квалифицироваться в качестве административного правонарушения по статье 12.9 КоАП РФ.

Информация о работе Понятие, признаки и виды административных правонарушений