Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:21, доклад
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.
По общепринятому в
При помощи этих актов органы исполнительной власти, в пределах своих полномочий, регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан, общественных и государственных организаций.
В отличие от других форм государственного управления, правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое значение.
С помощью правовых актов проявляется властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления. Поэтому юридическим основанием издания акта управления является компетенция органа управления, которая определена в установленном порядке.
Объем н содержание компетенции органа управления определяют содержание и юридическую силу принимаемых ими правовых актов управления.
В этой связи важно отметить то, что все акты управления независимо от того, каким органом принят тот или иной акт, издаются только на основании и во исполнение закона и тем самым являются подзаконными.
Таким образом, мы делаем вывод, что правовой акт управления, есть основанное на законе, одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного объекта испол-нительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возннкновенне, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функции государственно-управленческой деятельности.
Оформление правового акта управления предполагает обычно использование письменной формы.
В некоторых сферах управления и в определенных случаях может допускаться и устная форма актов управления (в области военного управления, на транспорте и т. д.).
Некоторые акты управления принимают так называемую конклюдентную форму (дорожные знакн, обозначения запретных участков и др.).
Важный н необходимый признак акта управления заключается в том, что он порождает юридические последствия, которые, в основном, сводятся к тому, что акт управления:
а) устанавливает или изменяет правила поведения, нормы права, а такие последствия вызывают лишь норма-тивные акты;
б) налагает конкретные обязанности на определенных субъектов или предоставляет им определенные права (например, обязанности н права государственного служащего);
в) служит юридическим фактом. В этом случае акт управления является обстоятельством, которое порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения (например, назначение на должность в аппарате управления служит юридическим фактом, кото-рый порождает служебные правоотношения).
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Правовые акты управления могут выполнять свои функции, только если они наделены юридической силой и способны выступать в качестве правовой формы реализации исполнительной власти. Важным условием действенности правовых актов управления является их соответствие предъявляемым требованиям относительно юридического содержания, порядка принятия и издания.
В административной науке нет единого мнения по поводу перечня требований, которым должен соответствовать правовой акт управления. В. М. Манохин в качестве основных требований к актам управления выделяет следующие: 1) требования по разработке и принятию актов управления; 2) требования по их вступлению в действие; 3) требования к содержанию и форме актов управления. По мнению Д. Н. Бахраха и С. Д. Хазанова к таким требованиям относятся: 1) целесообразность административного акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное принятие, комплексность в решении вопроса, квалификация и профессионализм должностных лиц; 2) законность (наличие компетенции у его автора, соответствие акта закону по сути, соответствие цели закона, принятие в установленный законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного акта); 3) организационно-технические требования (лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура документа и др.).
Представляется, что основными требованиями к действенности правовых актов управления являются:
а) законность правового акта управления, которая проявляется прежде всего в том, что он должен быть принят уполномоченным государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции. Наряду с этим, законность правовых актов управления можно рассматривать и в широком смысле, согласно которому она должна обеспечиваться на всех этапах разработки, принятия и вступления правового акта в силу;
б) правовой акт управления должен отвечать закону, быть принятым на основании закона или иного правового акта высшей юридической силы во исполнение закона. Он не может им противоречить, поскольку, в таком случае, правовой акт будет признан недействительным;
в) правовой акт управления
должен быть принят с соблюдением
установленной процедуры его
разработки, принятия, издания и
государственной регистрации (в
тех случаях, если это предусмотрено
действующим законодательством)
г) правовой акт управления должен быть юридически обоснованным, то есть иметь четко определенные цель и задачи, для которых он издается, средства по его реализации, ожидаемые результаты его реализации и возможные трудности при этом;
д) правовой акт управления
не должен ограничивать или нарушать
гарантированные действующим
е) должна соблюдаться установленная форма правового акта управления со всеми реквизитами (разумная структура акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. д.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленность толкования или понимания акта; правильное грамотное оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных бланках, которые имеют все предусмотренные атрибуты; четкие печати; установленные сроки исполнения и ответственные за исполнение; механизм контроля);
ё) правовые акты управления (если это необходимо) должны пройти государственную регистрацию. В соответствии с Указом Президента Украины от 28 декабря 1992 года «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.
Административно - правовой договор.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - правовая форма взаимодействия и взаимоотношений субъектов административного права по реализации управленческих функций публичного характера. Как правило, А.д. заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти - по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти - по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999 г.). В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. А.д. также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в А.д. сторонами являются органы, осуществляющие публично-властные полномочия.
Поскольку термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие функции, а именно:
— структурно-организационная;
— социального компромисса;
— обеспечительная;
— ориентационно-стимулирующая;
— демократизации исполнительной власти;
— воспитательная;
— охранительная.
Административный
договор характеризуется
Необходимо обратить внимание на классификацию административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные и основные;
а) по предметному критерию:
—
договоры о компетенции, в частности,
о разграничении или
— договоры в сфере управления государственной собственностью;
— договоры, обеспечивающие государственные нужды (государственные контракты);
— договоры с военнослужащими, студентами;
— финансовые и налоговые соглашения;
— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
— концессии, инвестиционные соглашения;
— договоры о предоставлении некоторых платных услуг частным лицам и др.;
б)
по смыслу: чисто организационные
и смешанные (организационные вопросы
связаны с трудовыми, имущественными);
чисто административные и комбинированные
(вместе с административными
Информация о работе Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления