Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:13, реферат
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.1
Введение
1. Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства
1.1. Исторические аспекты развития Конституции.
1.2.Структура Конституции РФ
2. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции
2.1. Основные отличительные черты Конституций
Российской Федерации 1978 и 1993 годов
2.2.Функции конституции
Заключение.
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» АЗОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ : ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА» Курсовая работа студента II курса заочного отделения 621гр. Червонного М.Н. Научный руководитель: к.ф.н., доцент Лавриненко Н.И. Дата сдачи курсовой работы: Дата защиты: Оценка: Азов 2009 План Введение 1. Понятие, сущность
и основные черты Конституции 1.1. Исторические аспекты развития Конституции. 1.2.Структура Конституции РФ 2. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции 2.1. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов 2.2.Функции конституции Заключение. Библиографический список Введение Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.1 Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в
которой нет единого и 1. См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — С. 608 акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, произошедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации. 2. Понятие, сущность
и основные черты Конституции Термин “конституция” употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. [1] Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция как Основной закон
государства учреждает политическую форму
существования общества, систему государственных органов, Закрепляя наиболее важные
общественные отношения,принципиальные
положения и основополагающие устои
общества,политическую форму его
существования, конституция служит правовойбазой для
текущего законодательства. В этом законодательстве
преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов,
Основной закон государства Таким образом, все другие законы и В мировой конституционно- включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущностиконституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители
школы естественного права Имеются и теории, отрицающие
народный характер конституции и
связывающие ее сущность с государственной
волей. Конституция при этом рассматривается
как самоограничение Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования
государственной воли господствующего
класса или всего общества конституции
подразделяютсяна писанные, т.е. составленные
в виде единого документа и не писанные
- состоящие из законов парламента, По способу изменения,
внесения поправок и дополнений конституции
можно классифицировать на жесткие
и гибкие. Жесткими являютсяконституции, для По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России. 1 В зависимости от соответствия
или несоответствия тем фактическим
общественным отношениям, которые сложились
и господствуют в обществе, конституции
подразделяются на фиктивные и действительные. 1. Государственное право РФ.Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996. – С.43. Действительные же конституции
являются адекватным выражением и воплощением
фактических общественных 2.1. Исторические аспекты развития Конституции Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года: первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года: основная статья: Конституция РСФСР 1925 года. Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось
несколько изменений, связанных
с изменениями административно- Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года: основная статья: Конституция РСФСР 1937 года.Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года : основная статья Конституция РСФСР 1978 года. Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР1. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции2:В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации — России». В наименованиях разделов I, III - VIII, X, XI и глав 8, 13 - 16, 19 - 21, в статьях 2, 4, 7, 10 - 12, 17 - 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 - 84, 86, 87, 92, 97, 102 - 123, 125, 127 - 136, 140, 146, 149, 152 - 157, 160 - 165, 167, 168, 171, 173, 176 - 185 слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", "Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и "РСФСР" заменить соответственно словами "Российская Федерация", "Российской Федерации. Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом1. Статья 67 закона N 2708-I гласила: Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом. Этого сделано не было. До
декабря 1993 года действовали нормативные
акты о государственной символике,
законы регулировавшие деятельность Верховного
Совета, Съезда народных депутатов, Конституционного
суда (и избрания, вступление в должность)
Президента, где употреблялись наименование
«РСФСР», антиконституционными они
признаны не были. В законе «О Конституционном
суде РСФСР» употреблялись два Конституция Российской Федерации 1993 года: Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. По мнению Виктора Шейниса,
одного из авторов Конституции РФ,
главного научного сотрудника Института
мировой экономики и 2.2.Структура конституции РФ Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом: Преамбула Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64) Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79) Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93) Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129) Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства. Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство"). К характерной черте Конституции
РФ 1993 г. относится наличие в ней
основополагающих положений. Она содержит
нормы, регулирующиенаиболее важные В Конституции закрепляются
и гарантируются права и 3. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям: Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод; Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов; Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничение права и свобод
не должно превышать минимально необходимую
меру, позволяющую реализовать Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ. В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным. Субъект конституционной законодательной инициативы — это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Глава 9 Конституции РФ предусматривает четыре вида поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции: 1) изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции; 2) поправки к главам 3 — 8 (кроме статьи 65); 3) внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта РФ; 4) внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава РФ. Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке. Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта РФ Часть 2 статьи 137 Конституции гласит: В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.Нормативный акт До изменений После Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская РеспубликаРеспублика Ингушетия Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава РФ В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции: Изменения в статью 65 Конституции
Российской Федерации, определяющую состав
Российской Федерации, вносятся на основании
федерального конституционного закона
о принятии в Российскую Федерацию
и образовании в её составе
нового субъекта Российской Федерации,
об изменении конституционно- от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации" Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его. Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции В статье 135 Конституции Российской
Федерации указано, что должен быть
принят Федеральный конституционный
закон о Конституционном Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции. Процедура пересмотра Конституции
Российской Федерации начинается с
внесения субъектом конституционной
законодательной инициативы предложения
о пересмотре Конституции в Государственную
Думу. Если это предложение будет
принято Государственной Думой (необходимо
не менее трёх пятых голосов), то
оно в течение пяти дней направляется
в Совет Федерации (который также
должен одобрить его тремя пятыми
голосов). После этого должно быть
созвано Конституционное подтверждает неизменность Конституции; разрабатывает проект новой Конституции, который: принимается самим Конституционным
Собранием двумя третями выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.1 1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 124 3.1. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции1993 была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг. С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям “коммунистического строительства”. Государство объявлялось “советским” и “социалистическим”, но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Конституция 1978 года была принята в связи с принятием в 1977 году Конституции СССР и в основном своем содержании закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция 1978 года сохраняла свой классовый характер. При этом еще более откровенно была отражена роль коммунистической партии, которая являлась “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций” (ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года). В конституции сохранялась
и классовая ориентированность
демократии, которая именовалась
“социалистической демократией” Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году. Во - первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так называемой “перестройки” однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и общественных движений. Во-вторых, плановая экономика,
основанная на монопольном положении
государственной собственности
и сверхцентрализованном В-третьих, характерное для
советского периода общественного
развития господство одной официальной
идеологии (коммунистического В-четвертых, кардинально
изменился государственно- В-пятых, принципиально модифицировалась
государственно-правовая природа России
как федеративного государства,
Она перестала существовать как
федерация, основанная на автономии, и
стала развиваться как В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством. В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции. Конституция 1993 г. отразила
качественные изменения в социальной
политике государства. Из нее исключен
классовый подход к различным
слоям населения, в частности
нет упоминания о ведущей роли
рабочего класса и других категорий
трудящихся в построении общенародного
государства, о трудовых коллективах
как активной части политической
системы. В то же время закреплены
институты частной Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства. Проекты первой Конституции
Российской Федерации в принципе
соответствуют стандартам демократической
правовой государственности, особенно
в том, что касается прав человека,
их надлежащих гарантий и защиты. Но
прежде чем все это воплотится
в реальность, необходимо дождаться
тех времен, когда в стране не
только сформируется нормальное гражданское
общество, но и практика эффективной
судебной защиты Конституции, конституционная
юрисдикция, являющаяся в современном
правовом государстве важнейшим
источником конституционного права. Ибо
конституция — это не просто совокупность
декларативных и нормативных
установлений, а фундаментальные
правила правового общения, которые
должны постоянно применяться и
конкретизироваться в процессе непрерывного
формирования и развития правопорядка.
В этом смысле конституция служит
основой всего правового 3.2.Функции конституции Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, кую. Политическая функция
Конституции РФ заключается прежде
всего впризнании и закреплении
политического многообразия, ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования. Целевое назначение Конституции Российской Федерации выража- ется и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объяв- ляются составной частью
правовой системы государства ные принципы и нормы международного права и международные догово- ры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на го- сударство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованно- го существования.1 1. Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994 Заключение Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция РФ по своей
правовой природе является фундаментом
правовой системы России. Эффективная
правовая охрана Конституции - основа
незыблемости общественного и - учредительный характер
(нормы Конституции закрепляют
основы государственного и - легитимность (Конституция
- это акт, принимаемый, как
правило, народом, или от - верховенство (Конституция
имеет верховенство на всей
территории РФ, обеспечивает формирование
правового государства, - прямое действие (Конституцию
РФ должны соблюдать все - реальность ( соответствие
норм Конституции - наличие базовых, основных
принципов(она определяет - программность ( - стабильность (обеспечивает
сохранение принципов - особая охрана (в ней
задействована вся система В заключение хотелось бы отметить,
что система охраны Конституции
РФ еще находится в стадии становления
и далека от идеала. Но, несмотря на
это, возникновение такой системы
свидетельствует о повышении
роли Конституции в нашем Библиографический список 1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. 2. В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996. 3. . Государственное право РФ.Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996. 4. ."Проблемы реализации Конституции России 1993 года" РИА "Новости" от 11.12.2008 5. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" 6. Ст.2 Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» 7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. 8.Конституция РФ.
[1] В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996. – С.56 |