Понятие, цели и состав администрации Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования в том что , президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая от имени всего общества и редко от имени определенного класса или классов. Администрация Президента РФ - едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода "тайный орден", который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов).

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
Глава 1.Понятие, цели и состав администрации Президента РФ
1.1. Развитие становления Администрации Президента РФ после
принятия Конституции РФ 1993 года …………………………………..6
1.2 Структура Администрации Президента РФ …………………………...10
Глава 2. Полномочия Администрации Президента РФ
2.1 Реализация функций Администрацией Президента РФ………………20
2.2 Общее руководство Администрацией. Руководитель Администрации Президента РФ…………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Администрация президента России-курсовая.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………….……………………..3

Глава 1.Понятие, цели и  состав администрации Президента РФ

1.1. Развитие становления Администрации Президента РФ после

       принятия Конституции РФ 1993 года …………………………………..6

1.2 Структура Администрации Президента РФ …………………………...10

Глава 2. Полномочия Администрации  Президента РФ

2.1 Реализация функций Администрацией Президента РФ………………20

2.2 Общее руководство Администрацией. Руководитель Администрации Президента РФ…………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………….....27

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса  и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конституцией РФ предусмотрено  создание «иных» государственных органов, в числе которых Администрация  Президента Российской Федерации.

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике.

В обеспечение оптимизации  своей деятельности, Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом  «и» статьи 83 Конституции РФ формирует  Администрацию Президента РФ.

Необходимо отметить, что Администрация Президента РФ не только формируется Главой государства без согласования с иными ветвями власти, но и подконтрольно только ему. В связи с этим, структурные и функциональные изменения в свою Администрацию Президент может вносить исходя из меняющейся обстановки, стоящими перед Президентом текущими задачами, ряда иных обстоятельств.

Особенности выполняемых  задач, специфичность государственного органа, как по порядку формирования, так и по функциям и структуре  и продиктовало необходимость более  пристального его рассмотрения.  

Актуальность темы исследования в том что , президентская  власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье,  не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая от имени всего общества и редко от имени определенного класса или классов. Администрация Президента РФ - едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода "тайный орден", который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Однако об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента РФ по реализации того обширнейшего спектра полномочий, который возложен на него Конституцией РФ и законами, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований. Восполнению этого пробела и посвящена настоящая курсовая работа, в которой на основе анализа нормативной базы и некоторых фрагментарных материалов делается попытка проследить, как эволюционировала Администрация с момента ее создания и до сегодняшнего дня, и обозначить тенденции дальнейшего развития. Администрация Президента РФ - едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода "тайный орден", который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Однако об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента РФ по реализации того обширнейшего спектра полномочий, который возложен на него Конституцией РФ и законами, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований. Восполнению этого пробела и посвящена настоящая статья, в которой на основе анализа нормативной базы и некоторых фрагментарных материалов делается попытка проследить, как эволюционировала Администрация с момента ее создания и до сегодняшнего дня, и обозначить тенденции дальнейшего развития.

 

 Президентская власть  формализована, она реализуется  специализированным президентским  аппаратом. 

Целью настоящей работы является изучение деятельности Администрации Президента РФ.

 

Глава 1.Понятие, цели и состав администрации Президента РФ

 

1.1.Развитие и становление Администрации Президента РФ после принятия Конституции РФ 1993 года

 

Большое значение для развития Администрации Президента Российской Федерации имело принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая закрепила конституционный статус этого органа (п. "и" ст. 83) и расширила права Президента по назначению полномочных представителей (п. "к" ст. 83). Используя новые конституционные прерогативы, глава государства сформировал целую систему полномочных представителей Президента: в Федеральном Собрании Российской Федерации, в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, в Конституционном Суде Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также создал систему органов президентского контроля (в составе Контрольного управления и его 11 окружных инспекций).

В 1996 г. произошло повышение правового статуса Администрации Президента Российской Федерации. Новым Положением об Администрации ей был придан статус государственного органа, формируемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации как главы государства по осуществлению им государственной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 мая 1997 г. N 55-О не дал юридической оценки этой новеллы, указав лишь, что "положения о том, что Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, носят общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена администрация".

В связи с этим в  конституционно-правовой науке сформировались различные точки зрения по этому дискуссионному вопросу1. Некоторыми учеными Администрация Президента характеризуется как конституционный государственный институт, играющий видную роль в функционировании всей системы органов государственной власти2.

В.О. Лучин констатировал  смещение реальной власти от Президента к его Администрации3. По мнению других авторов, наделение Администрации Президента статусом государственного органа является преувеличением ее конституционной роли, задачи Администрации должны сводиться исключительно к выполнению функций рабочего аппарата главы государства4.

Значение Администрации Президента Российской Федерации особенно возрастает в условиях, когда четких критериев, служащих основанием для применения мер конституционно-правовой ответственности, не существует5.

Упрочив в 1996 г. свой статус, Администрация Президента стала  оказывать значительное влияние  на политические процессы (а после  образования в апреле 1997 г. Экономического управления Администрации - и на экономические). Дублирование президентской администрацией функций Правительства Российской Федерации позволяло обеспечивать стабильное осуществление полномочий верховной власти в период правительственных кризисов и отставок Правительства Российской Федерации в 1998 - 1999 гг. В этот период Администрацию стали сравнивать с аппаратом ЦК КПСС, именовать главным политическим штабом страны, теневым правительством, осуществляющим контроль политики, экономики и кадровых вопросов. В середине 90-х годов Администрация Президента являлась своеобразным "вторым правительством, идейно-политическим центром. Важное значение в современных условиях приобретает разграничение функций Администрации Президента и Правительства, которые в ряде случаев дублируют друг друга6.

В 1990-х годах произошли другие важные изменения в составе Администрации Президента, среди которых следует назвать разделение функций парламентского представителя главы государства между полномочными представителями Президента в Совете Федерации и в Государственной Думе, переименование полномочных представителей Президента в субъектах Российской Федерации в полномочных представителей Президента в регионах.

Существенные преобразования, придавшие Администрации Президента Российской Федерации современный  облик, произошли в 2000 г. (с созданием института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах) и в 2004 г. (с началом проведения административной реформы и соответствующим изменением структуры Администрации Президента).

Созданный Б.Н. Ельциным институт представителей Президента Российской Федерации на местах был малоэффективным и не достиг поставленных целей. Полномочные представители российского Президента, как правило, обслуживали местную элиту, что не позволяло главе государства в полном объеме использовать свои конституционные полномочия на региональном уровне7. Данный институт мыслился не как элемент целостной системы государственного управления, а как орган личной власти Президента, действующий по его усмотрению, поэтому был малоэффективным и не достиг поставленных целей.

В целях укрупнения структур президентской вертикали в территориях", "повышения эффективности власти, создания условий для упрочения федерализма Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" территория Российской Федерации была разделена на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) во главе с полномочными представителями Президента - должностными лицами, представляющими Президента Российской Федерации и обеспечивающими реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Окружные инспекции Главного контрольного управления Президента прекратили свое существование, передав функции аппаратам окружных полпредов.

Проведение в Российской Федерации в 2004 г. первого этапа  административной реформы не могло  не сказаться на Администрации Президента. В целях реформирования этого органа был издан Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации", которым с целью создания более компактной структуры было сокращено количество самостоятельных подразделений Администрации8.

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 было утверждено Положение об Администрации  Президента Российской Федерации - государственном  органе, обеспечивающем деятельность Президента Российской Федерации и  осуществляющем контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. В течение 2004 г. были пересмотрены положения обо всех управлениях и иных самостоятельных подразделениях Администрации.

За все время своего существования Администрация Президента многократно меняла свой состав, структурную организацию, изменялись ее политическая роль и правовой статус. Мобильность структуры Администрации объясняется различием задач, решаемых главой государства в разное время, текущей обстановкой, личными предпочтениями Президента. Современная Администрация Президента представляет собой результат поиска наилучшей конфигурации структур, обеспечивающих деятельность главы государства, итог длительного процесса образования, переименования, преобразования, упразднения, изменения статуса отдельных структурных подразделений, органов и организаций, учреждения и упразднения должностей. Однако частные изменения в Администрации Президента сочетались и сочетаются с неизменностью базовых параметров, определяющих общие требования к аппарату Президента, в качестве которых, по мнению автора настоящей статьи, выступают конституционный и законодательный набор президентских полномочий, а также установившиеся в ходе исторического развития формы организационных структур Администрации.

Как отмечается в исторической литературе, "сложившаяся в России система президентской власти должна постоянно совершенствоваться с учетом состояния политического и экономического развития, консолидации общества вокруг незыблемых демократических ценностей"9.

Рассмотрение эволюции Администрации Президента России показывает, что, несмотря на многочисленные переименования, образования и упразднения различных подразделений и органов, президентская администрация сохраняет свои качества цельности и единства, выполняя свою основную задачу - обеспечение исполнения полномочий Президента Российской Федерации.

 

 

1.2. Структура Администрации Президента РФ

 

Администрация продолжала интенсивно формироваться и расширяться. Если на начальном этапе в нее  входили тринадцать подразделений, то Положение зафиксировало уже, не считая аппаратов комиссий и комитетов при Президенте РФ, двадцать девять различных подразделений: Служба помощников Президента РФ; Канцелярия Президента РФ; Пресс-служба Президента РФ; Служба протокола Администрации Президента РФ; Секретариат Вице-президента РФ; Аппарат Совета Безопасности РФ; Секретариат Руководителя Администрации и его заместителей; Управление по работе с территориями, представителями Президента РФ, связям с Верховным Советом; Контрольное управление; Государственно-правовое управление Президента РФ; Аналитический центр по общей политике; Аналитический центр по социально-экономической политике; Аналитический центр по специальным президентским программам; Отдел по вопросам гражданства; Отдел по вопросам помилования; Отдел по государственным наградам; Отдел по вопросам реабилитации жертв политических репрессий; Управление кадров; Управление делопроизводства; Организационный отдел; рабочий аппарат Экспертного совета при Президенте РФ; Управление планирования и реализации специальных программ; Главное социально-производственное управление; Центр оперативной информации; Управление информационных ресурсов; издательство "Юридическая литература"; Библиотека; Архив Президента РФ; Отдел писем и приема граждан. Непосредственно Президенту РФ подчинялись первый помощник и Служба помощников Президента РФ, Канцелярия Президента РФ, представители Президента РФ в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Служба протокола Администрации Президента РФ.

Информация о работе Понятие, цели и состав администрации Президента РФ