Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа
Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
Введение 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции 5
Глава 2. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры 11
Глава 3.Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности 18
Заключение 26
Список использованной литературы
Правовое воспитание
тесно связано с правовым
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Глава 3. Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности
Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.
Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства».24 Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права».25 Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан».26 Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы»27 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»28 и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая
культура подвержена оценкам.
Поэтому представляется
- «формирование чувств права и законности;
-освоение достижений логико-правового мышления;
-совершенствование законодательства;
-повышение уровня правовой деятельности;
-увеличение
объёма и качественное
-совершенствование
юрисдикционной или иной
-разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
-изучение
памятников права и
основы юридического образования».30
Повышение
уровня правовой культуры
Развитость и совершенство государственного аппарата — показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве. В центр политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок».31 Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.
Прежде, чем говорить о роли
правовой культуры в правотворческой
и правоприменительной
Правотворчеством можно
В правоприменительной практике можно наблюдать как уровень правовой культуры влияет на решения судебных органов. Зачастую отсутствие правовой культуры влечет за собой ошибки последних. Все это в полной мере можно отнести и к стадии установления фактических обстоятельств дела. Мы знаем, к какому результату привел правовой нигилизм, например, в годы сталинского правления в СССР.
Возьмем другой пример, вязанный с аналогией права. Аналогией права считается решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, регулирующей сходный случай ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права, такие как справедливость, равенство перед законом и судом и т.п. Несмотря на то, что такие принципы, как правило, устанавливаются Конституцией, правоприменитель, мотивируя решения по делу, во многом базируется на собственное правосознание и, соответственно, на собственную правовую культуру. Можно предположить конечный результат дела при низком уровне правовой культуры правоприменителя.
История права знает и большее
число удачных нормативно-
Исходя из вышеизложенного, следует, что чем выше уровень правовой культуры и правосознания, тем совершеннее процесс принятия нормативно-правовых актов и правоприменения. Следует отметить тот факт, что это влияние взаимообразно. В наибольшей степени это относится к профессиональному уровню правовой культуры. Профессионально-правовая культура должна проявляться в глубоком, объемном знании законов и подзаконных актов, а также источников права, в правильном понимании принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности.
Как замечает профессор В.В.Лазарев,
обладать высоким уровнем
В добавлении необходимо отметить, что
перед Россией стоят глобальные
задачи в ходе правотворческой и
правоприменительной
В области правоприменения на первое место выходит правосудие. «Правосудие, - отмечает С.С.Алексеев, - это не механическое претворение в жизнь писанных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право жизни» 32. Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, а также ориентироваться на правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права и правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Мы видим, что такие глобальные задачи в области правотворчества и правоприменения невозможно будет решить без постоянного и_______
32Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995.- С. 256
неуклонного повышения уровня правовой
культуры как самого законодателя и
правоприменителя, так и общества
в целом; без должного правового
воспитания будущего поколения, в особенности,
будущих юристов –
Заключение
В заключении, подводя итог под
вышеизложенным, можно сказать, что
формирование правовой культуры —
это сложный и длительный процесс,
затрагивающий все стороны
Правовая культура — необходимое
условие сознательного
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.