Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:58, доклад
Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).
Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.
Правовое регулирование занятости в РФ
Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.
Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).
Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.
Расширение масштабов
деятельности государства в сфере
занятости, противодействие росту
безработицы является одним из основных
приоритетов программы
Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).
Занятыми считаются следующие категории граждан:
работающие по ТД
зарегистрированные в качестве ИП
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера
являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:
безработные граждане
подходящая и неподходящая работа
общественные работы
пособие по безработице
Государственная служба занятости населения (ГСЗН).
В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения
государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.
Основные функции ГСЗН:
оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда
разработка и реализация программ содействия занятости населения
содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а работодателям
в подборе необходимых
организация мероприятий активной политики занятости населения
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.
Услуги, связанные с содействием
занятости населения
Безработные граждане. Понятие,
правила регистрации. Понятие безработных
граждан дано в ст.3 закона «о занятости».
Безработными признаются: трудоспособные
граждане которые не имеют работы и
заработка зарегистрированы в органах
службы занятости в целях поиска подходящей
работы ищут работу готовы приступить
к работе Подходящей считается такая работа,
в т.ч. временного характера, которая соответствует
профессиональной пригодности работника
с учетом уровня его профессиональной
подготовки, условиям последнего места
работы, состоянию здоровья, транспортной
доступности рабочего места. Подходящей
не может считаться работа если: связана
с переменой места жительства без согласия
гражданина условия труда не соответствуют
правилам и нормам по охране труда предлагаемый
заработок ниже среднего заработка гражданина
по последнему месту работы. Это положение
не распространяется на граждан среднемесячный
заработок которых превышал величину
прожиточного минимума трудоспособного
населения в данном субъекте РФ. В этом
случае подходящей не может считаться
работа, если заработок ниже величины
прожиточного минимума в данном субъекте
РФ. Порядок регистрации безработных граждан
утвержден постановлением правительства
РФ от 22 апреля 1997г. Регистрация безработных
граждан осуществляется органами службы
занятости по месту жительства в следующей
последовательности: первичная регистрация
безработных граждан – осуществляется
в целях учета общей численности безработных
граждан, обратившихся в органы службы
занятости для получения необходимой
информации по вопросам содействия занятости
без предъявления ими каких-либо документов.
регистрация безработных в целях поиска
подходящей работы – безработные граждане
предоставляют паспорт или иной документ,
удостоверяющий личность, трудовую книжку,
документы, предоставляющие трудовой
стаж, удостоверяющие трудовую классификацию,
справку о трудовом доходе, справку за
последние 3 месяца по последнему месту
работы. Инвалиды в дополнение к этим документам
предоставляют трудовую рекомендацию,
заключение о рекомендуемом характере
и условиях труда или индивидуальную программу
реабилитации инвалида. Иные граждане,
имеющие ограничение трудовой деятельности
по состоянию здоровья представляют соответствующие
документы. Органы службы занятости в
течении 10 дней со дня этой регистрации
должны по возможности предложить 2 варианта
подходящей работы, включая работу временного
характера, а впервые ищущему работу не
имеющему профессию специальности – 2
варианта получения профессиональной
подготовки или оплачиваемой работы.
регистрация граждан в качестве безработных
– граждане предъявляют те же документы,
что и на предыдущем этапе. Регистрация
гражданина в качестве безработного осуществляется
на основании решения органа службы занятости
о признании гражданина безработным, принимаемого
не позднее 11 дней со дня его регистрации
в целях поиска подходящей работы. Безработными
не могут быть признаны граждане: не
достигшие 16 лет; которым в соответствии
с законодательством РФ назначена трудовая
пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо
пенсия по старости или за выслугу лет
по государственному пенсионном обеспечению;
отказавшиеся в течении 10 дней со дня их
регистрации в органы службы занятости
в целях поиска подходящей работы от 2
вариантов подходящей работы не явившиеся
без уважительных причин в течении 10 дней
со дня их регистрации в целях поиска подходящей
работы в органы СЗ для предложения им
подходящей работы осужденный по решению
суда к исправительным работам без лишения
свободы, а также к наказанию в виде лишения
свободы представившие документы, содержащие
заведомо ложные сведения об отсутствии
работы и заработка, а также другие не
достоверные данные для признания их безработными
Граждане, которым в установленном порядке
отказано в признании их безработными
имеют право на повторное обращение в
органы СЗ через один месяц со дня отказа
для решения вопроса о признании их безработными.
перерегистрация безработных граждан
– граждане признанные безработными обязаны
в сроки установленные органами СЗ, но
не более 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.
Вопрос 3. Меры социально-правовой защиты
временно не занятых и безработных граждан.
Государство гарантирует гражданам РФ,
в т.ч. временно незанятым, т.е. впервые
ищущие работу, стремящиеся возобновить
трудовую деятельность после длительно
более 1 года перерыва, уволенные с работы
по любым основаниям: свободу выбора
рода деятельности, профессии, специальности,
выбора и характера труда (ст.37 КРФ, ст.12
закона «о занятости») защиту от безработицы
бесплатное содействие в подборе подходящей
работы и трудоустройстве при посредничестве
органов СЗ информирование о положение
на рынке труда Государство обеспечивает
дополнительные гарантии категория граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
(молодежь, одинокие и многодетные родители
с несовершеннолетними детьми, инвалиды,
лица предпенсионного возраста, продолжительное
время не имеющие работы, освобожденные
из учреждений, исполняющих наказание,
беженцы, вынужденные переселенцы, граждане
уволенные с военной службы и члены их
семей) если они испытывают трудности
в поиске работы путем разработки и реализации
программ содействия занятости, создания
дополнительных рабочих мест, специализированных
организаций, организаций обучения по
специальным программам, квотированием
рабочих мест, компенсации затрат, предоставлением
субсидий, налоговых льгот работодателям,
создающим дополнительные рабочие места
для таких лиц. Гарантии государства:
Государство возможность пройти повышение
квалификации или переподготовку с выплатой
стипендии за этот период (стипендия аналогична
пособиям по безработицы). Такое профессиональное
обучение может осуществляться по направлению
в органы службы занятости: если гражданин
не имеет профессии и специальности
если невозможно подобрать подходящую
работу из-за отсутствия у гражданина
необходимой профессиональной квалификации.
Необходимо изменить профессию/специальность/род
занятий в связи с отсутствием работы,
отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным
навыкам. Гражданином утрачена способность
к выполнению работы по прежней профессии/специальности.
Профессиональное обучение осуществляется
в учебных центрах службы занятости, иных
образовательных учреждениях в соответствии
с заключаемыми органами службы занятости
договорами. Право в приоритетном порядке
пройти проф обучение имеют безработные
инвалиды безработные граждане по
истечении 6 месячного периода безработицы
граждане, уволенные с военной службы
жены и мужья военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы выпускники
общеобразовательных учреждений граждане
впервые ищущие работу, не имеющие профессии
и специальности Государство гарантирует
выплату пособия по безработице Возможность
заключения срочных ТД на участие в оплачиваемых
общественных работах. Общественные работы-
это общедоступные виды трудовой деятельности,
не требующие предварительной профессиональной
подготовки работников, имеющие социально-полезную
направленность и организуемые органами
службы занятости в качестве дополнительной
социальной поддержки граждан, ищущих
работу. Положение об организации общественных
работ утверждено постановлением правительства
РФ от 14 июля 1997 г. Право на участие в общественных
работах имеют граждане, зарегистрированные
в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы и безработные граждане.
Участие граждан в общественных работах
допускается только с их согласия. С желающими
заключается срочный ТД. Этот договор
может быть расторгнут досрочно при устройстве
на постоянную или временную работу. На
граждан занятых в общественных работах
полностью распространяется ТЗ. Оплаты
выполняется по выполненной работе но
не ниже установленной ТЗ. В период участия
граждан в общественных работах за ними
закрепляется право получения пособий
по безработицы. Финансирование ОР производится
за счет средств организации, в которых
эти работы проводятся. Финансирование
материальных затрат в связи с их направлением
на работу или обучения в другую местность
по предложению органов службы занятости.
Виды и размеры компенсационных выплат
определены постановлением правительства
РФ от 2 июля 2007г. Другая местность – другой
населенный пункт по существующими административно-