Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.
В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
изучить литературу и нормативные правовые акты по выбранной теме;
дать понятие и определить структуру аппарата Президента Республики Беларусь;
изучить правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
изучить правовое положение Управления делами Президента Республики Беларусь
изучить иные структурные подразделения аппарата Президента Республики Беларусь

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

                                  ВВЕДЕНИЕ

Административное право  является одной из важнейших и  объемных отраслей правовой системы  Республики Беларусь. Административное законодательство с его мощным регулирующим потенциалом обеспечивает функционирование исполнительной ветви власти и соблюдение ими публичных интересов, а также охрану и реализацию прав гражданина.

Нормы административного  права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, в том числе они регулируют правовые отношения различных структур исполнительной власти, одной з важнейших элементов управления которой является Администрация Президента Республики Беларусь. Таким образом, это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно важное значение в современный период становления молодого белорусского государства.

Без организационной формы  не может осуществляться государственное  управление. Реализация Президентом  полномочий в сфере государственного управления требует не только издания  правовых актов, но и огромной организаторской работы во всех областях жизни.

Принятие решения является важным моментом в управлении. Однако главное состоит в том, чтобы  реализовать его, провести в жизнь. В этом случае от организаторской  работы, т.е. осуществления действий в организационной форме, зависит, будет ли успешно выполнено решение  или нет.

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Эти полномочия относятся как  к области формирования ее организационной  системы, так и содержательной части  важнейших направлений ее функционирования.

Президент Республики Беларусь часто проводит совещания, семинары, выезжает на места – в области, районы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, знакомится с их работой, оказывает практическую помощь и  т.п., т.е. проводит огромную организаторскую  работу.

Для непосредственного обеспечения  деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются  Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

В соответствии с целью  курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:

    • изучить литературу и нормативные правовые акты по выбранной теме;
    • дать понятие и определить структуру аппарата Президента Республики Беларусь;
    • изучить правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
    • изучить правовое положение Управления делами Президента Республики Беларусь
    • изучить иные структурные подразделения аппарата Президента Республики Беларусь

В качестве источников будет  использована специальная литература по указанной теме, а также нормативно-правовые акты Республики Беларусь. При изучении данной темы использовались труды таких ученых, как Крамник А. Н., Аникин Е. А., Мах И. И., Постникова А. А. и многих других.

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АППАРАТА ПРЕЗИДЕНТА                            РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1   Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь

Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой  совокупность органов (структурных  подразделений), образуемых Президентом  и состоящих при нем для  выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой  помощи в осуществлении полномочий. Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера.

Аппарат Президента Беларуси состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному  принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят:     Администрация Президента Республики Беларусь;     Управление делами Президента Республики Беларусь;  Совет Безопасности Республики Беларусь;     Комитет государственного контроля; Служба безопасности Президента [20] .

Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих  и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдельным  вопросам работают друг для друга [3, с 171] .

Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не подчеркивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппаратами иных государственных органов. Основная цель этого термина – показать, что при Президенте существует единый слаженный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются ли продолжением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них [2, с 98] .

Таким образом, аппарат Президента – это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему  помощь в работе, выполнять его  указания и поручения. По своему основному  предназначению рассматриваемый аппарат  имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.

Особенно важной структурной  единицей аппарата Президента является Администрация Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь: является органом государственного управления, обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии, координирует деятельность подотчётных президенту государственных органов, обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

Понятие «администрация» происходит от латинского слова “administration”, что в переводе на русский язык означает «управление». По этой причине любой орган, который призван осуществлять управление, называется администрацией. В Словаре русского языка Ожегова С.И. под администрацией понимаются органы исполнительной власти, управления. В соответствии со статьей 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация.

Ж. Ведель в понятие администрации включает всю совокупность органов, осуществляющих государственное управление: президента республики, премьер-министра и правительство, префектов, мэров, а также других многочисленных представителей государственной администрации [4,с 115] .

Итак, слово «администрация» имеет много значений, но всегда связывается с органом государственного управления или с их совокупностью. Несмотря на добавление в ряде случаев к этому слову пояснительных слов (например, “Президента”, “местная” и т.д.), оно не желательно для обозначения названия такого органа, как Администрация Президента.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что администрация – это  аппарат, органы, совокупность лиц, которые  управляют, руководят действиями людей.

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:     Глава Администрации Президента Республики Беларусь; первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь; три заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь; помощники Президента Республики Беларусь; Главное управление кадровой политики;   Главное идеологическое управление;  Главное государственно-правовое управление; Главное организационное управление; Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;     Экономическое управление; Управление внешней политики; Управление региональной политики; Управление по работе с обращениями граждан; Канцелярия Президента Республики Беларусь; Приемная Президента Республики Беларусь; Пресс-служба Президента Республики Беларусь; Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;   Отдел подготовки выступлений; Отдел по вопросам гражданства и помилования; Отдел по работе с общественными объединениями; Отдел подготовки гражданства и помилования; Сектор стратегии развития сельского хозяйства [20] .

Структура и общая численность  работников Администрации утверждаются Президентом по представлению Главы  Администрации. Глава Администрации  назначается на должность и освобождается  от должности указом Президента и  является руководителем Администрации. Его заместители назначаются  на должность и освобождаются  от должности также Президентом, но по представлению руководителя Администрации. Между названными должностными лицами осуществляется распределение обязанностей Главой Администрации, который со своими заместителями руководит работой структурных подразделений в соответствии с распределенными обязанностями [20] .

Общее руководство деятельностью  Администрации осуществляет ее Глава. Он назначает на должность и освобождает  от должности руководителей структурных  подразделений и иных работников Администрации. Первые назначаются  и освобождаются от должности  по представлениям заместителей Главы  Администрации, а вторые – по представлениям руководителей структурных подразделений, согласованным с соответствующим  заместителем Главы Администрации.

Глава Администрации организует работу Администрации, решает вопросы  повышения квалификации работников Администрации, премирования, установления надбавок к должностным окладам, выдачи им других денежных выплат, утверждает штатное расписание и смету расходов Администрации в пределах средств, выделенных на ее содержание, согласовывает  назначение на должность и освобождает  от должности руководителей (их заместителей) государственных органов, учреждений, организаций, образованных при Администрации. В целях организации деятельности Администрации ее Глава издает распоряжения – правовые акты внутриорганизационного характера  [20] .

Названные выше полномочия Главы Администрации являются внутренними. Глава Администрации обладает также  полномочиями внешнего характера: имеет  право выступать в качестве представителя  Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального  Собрания, Конституционном Суде; представлять Администрацию в отношениях с  внутригосударственными, зарубежными  и международными организациями; направлять соответствующим органам и организациям на согласование внесенные Президенту проекты декретов, указов, распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, при необходимости возвращать проекты решений на доработку; организовывать проведение комплексной экспертизы поступающих проектов указанных актов и докладывать об этом Президенту [20] .

Кроме того, Глава Администрации  обобщает предложения, делает заключения и вносит Президенту материалы о  назначении (согласовании назначения) на должность и об освобождении от должности лиц, назначаемых Президентом  или по согласованию с ним; во исполнение решений Президента дает государственным  органам, иным государственным организациям, подотчетным Президенту, обязательные для выполнения указания и поручения  по вопросам, входящим в компетенцию  Администрации; запрашивает и получает у Совета Министров, иных государственных органов информацию о выполнении актов и поручений Президента; обеспечивает подготовку предложений Президенту по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики [20] .

В состав администрации входит коллегия, которая создается Президентом  и состоит из Главы Администрации, его заместителей, а также других работников Администрации.

Председателем коллегии является Глава Администрации. Ее деятельность как коллегиального органа осуществляется через заседания, проводимые по мере необходимости. Заседания считаются  правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности  членов коллегии. На заседаниях рассматриваются  вопросы деятельности государственных  органов, иных государственных организаций, учреждений по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в  компетенцию Администрации.

По результатам обсуждения вопросов коллегия большинством голосов  от общей численности ее членов принимает  решения, которые оформляются протоколами  и подписываются Главой Администрации  и издаются от имени Администрации. При равенстве голосов членов коллегии голос ее председателя является решающим [20] .

Администрация представляет собой орган государственного управления, сравнимый с любым республиканским  органом государственного управления. В ее состав входят 160 работников.

1.2 Правовое положение управления делами Президента Республики Беларусь

Управление делами Президента Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь. Управление было создано в августе 1994 года и прошло путь от небольшого подразделения, занимавшегося материально-техническим и социально-бытовым обеспечением высших органов государственной власти, до крупного многоотраслевого субъекта хозяйственной деятельности, объединившего десятки успешно работающих подведомственных предприятий.

В своей деятельности Управление делами Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, в  том числе настоящим Положением.

 

Руководителем Управления делами Президента Республики Беларусь является Управляющий делами Президента Республики Беларусь.

Управляющий делами Президента Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Управляющий делами Президента Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.В отсутствие Управляющего делами Президента Республики Беларусь его обязанности выполняет первый заместитель (заместитель).

Информация о работе Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь