Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе. Также целью курсовой работы является выявление возможностей повышения эффективности деятельности государственной службы. Для этого в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
определение понятия и отличительных особенностей правового статуса государственных служащих, выявление структурных элементов правового статуса;
характеристика прав и обязанностей государственного служащего как основных элементов их статуса;
рассмотрение ограничений и запретов для государственных служащих;
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.................................................................................................................5
ГЛАВА 2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……..……………………………………………………………….....8
ГЛАВА 3 ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ………………………………………………………………….....15
ГЛАВА 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................26
Поддержка конституционного строя, вменяемая в первейшую обязанность государственного служащего, представляет собой не что иное, как требование политической лояльности. Призвав гражданина на государственную службу, государство вправе рассчитывать на его активную поддержку конституционного строя. Анализируемая обязанность органично связана с обязанностью соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией, Законом, иными законодательными актами, не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности [10, с.22].
Обязанность по обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц также основывается на конституционном предписании. Согласно ст. 59 Основного Закона государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Обязанность государственного служащего по исполнению служебных обязанностей в пределах предоставленных ему полномочий напрямую проистекает из сути служебных отношений. Выполнение государственным служащим указанной обязанности неразрывно связано с его обязанностью исполнять в установленном порядке приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции, а также обязанностью соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией.
Выполнение государственным служащим обязанностей по занимаемой им должности означает непосредственное выполнение (реализацию) государственно-властных полномочий и (или) обеспечение выполнения функций государственного органа.
Обязанность по исполнению в установленном законодательством порядке приказов, распоряжений руководителей, изданных в пределах их компетенции, следует рассматривать в единстве с правом государственного служащего отказаться от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству. Указанная обязанность проистекает из того, что государственная служба основана на принципе иерархической подчиненности. Поскольку распоряжения руководства исполняются под личную ответственность, государственный служащий не вправе подходить к их выполнению бездумно. Получив для исполнения распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону. Служащий, не согласный с распоряжением руководителя, может представить ему свои замечания до исполнения, но при оставлении распоряжения в силе оно подлежит исполнению. В случае если существует сомнение относительно правомерности, законности поручения, служащий обязан в письменной форме поставить в известность своего непосредственного руководителя, руководителя, давшего такое поручение, а также вышестоящего руководителя. Письменное подтверждение данного распоряжения руководителем, его отдавшим либо вышестоящим руководителем является обязательным условием правомерности исполнения спорного распоряжения, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Обязанность государственного служащего по своевременному и объективному рассмотрению в пределах своих полномочий обращений граждан и юридических лиц и их разрешению в порядке, установленном законодательством, основывается на требованиях ст. 40 Конституции. Согласно части первой данной статьи каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. В силу предписаний части второй указанной статьи государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Порядок работы с обращениями граждан и юридических лиц, а также ответственность за его нарушение определены Законом "Об обращениях граждан". Данным Законом установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Статьей 13 указанного Закона предусмотрено, что должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Обязанность государственного служащего сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством, напрямую обусловлена сущностью государственной службы, выражающейся в непрерывной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечении выполнения функций государственных органов.
Функционирование государства осуществляется через надлежащее выполнение им своих внешних и внутренних функций, отдельные из которых могут основываться на государственных секретах. Государственными секретами в соответствии с Законом "О государственных секретах" признаются сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Допуск физического лица к государственным секретам в силу предписаний статьи 23 Закона осуществляется после заключения с ним договора о допуске к государственным секретам.
Доступ к государственным секретам без оформления допуска предоставляется Президенту Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, депутатам, судьям (ст. 28 Закона).
В заключение данного вопроса необходимо отметить, что конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.
ГЛАВА 3
ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
Занятие государственной должности предполагает не только наделение государственного служащего определенными правами и установление его обязанностей, но и определение ряда ограничений, обусловленных самим характером государственной службы, спецификой выполняемых государственным служащим государственных функций.
Главная цель этих ограничений заключается в обеспечении эффективного функционирования института государственной службы, в создании условий для надлежащего осуществления государственным служащим своих должностных полномочий, реализации прав и исполнения обязанностей, установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих [8, с.21]. В ст. 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» таких ограничений насчитывается 12. Так, государственный служащий не вправе:
Ограничение на занятие других должностей основывается для отдельных категорий государственных служащих на конституционных нормах (ст. 86 Основного Закона в отношении Президента Республики Беларусь, ст. 92 в отношении депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики).
Цель ограничения заключается в обеспечении необходимости полной отдачи государственной службе. Указанное ограничение по своей природе схоже с ограничением на занятие в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью). Вместе с тем разрешено в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, занятие оплачиваемой работой в сфере преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики. Работа государственного служащего по совместительству, как и ранее, допускается только в государственных организациях.
Ограничение права государственного служащего на участие в забастовках преследует цель обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование государственного аппарата. Забастовка как способ решения каких-либо проблем несовместима с целями и предназначением государственной службы.
Государственный служащий не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы. Использование государственным служащим своего положения в интересах политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, свидетельствует о нарушении требований ст. 4 Конституции, согласно которой в Республике Беларусь устанавливается многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Благоволение государственных служащих, особенно высокопоставленных, к той или иной партии, идеологии может привести к тому, что деятельность государственных служащих может быть направлена на осуществление политических планов какой-то одной партии, к приобретению партийной идеологией статуса фактически государственной идеологии.
Ограничение, касающееся принятия от физических и юридических лиц любых не предусмотренных законодательством вознаграждений, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, преследует цель не допустить под видом подарков подкупа и взяток.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что Гражданским кодексом (ст. 546) фактически допускается дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 базовых величин [3]. Закон не определяет величину вознаграждения, исключая из их числа только сувениры. Передача последних в доход государства является обязательной, если они превышают установленный Правительством размер. Вместе с тем, получение взятки должностным лицом признается уголовно наказуемым деянием и влечет ответственность по ч. первой ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь независимо от размеров взятки.
Аналогичным по своей сути с предыдущим следует признать ограничение права государственных служащих пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными им в связи с исполнением государственными служащими своих служебных обязанностей.
Немаловажно ограничение права государственных служащих на использование во внеслужебных целях средств материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другого имущества государственного органа, служебной тайны. Использование государственным служащим имущества государственного органа в личных целях характеризует государственного служащего с отрицательной стороны, поскольку выявляет его в глазах окружающих как корыстолюбивого, морально нечистоплотного дельца. Заодно подрывается авторитет государственного органа, который попустительствует таким фактам.
Государственный служащий не вправе принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Этот запрет объясняется необходимостью обеспечения независимости государственных служащих, устранения препятствий, когда государственный служащий, получивший такую награду, ставит себя в зависимое положение, если речь идет о принятии в государственном органе какого-либо решения. касающегося иностранного государства. По смыслу закона ограничение касается только государственных наград. Речь не идет о запрете принимать почетные звания, иные награды от иностранных организаций.
Перечень приведенных ограничений не является исчерпывающим. Достаточно сказать, что в других статьях самого Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" имеются нормы, фактически устанавливающие ограничения. Например, в ст. 38 Закона оговорены условия выезда государственных служащих в служебную командировку за границу. По смыслу статьи, государственные служащие не вправе выезжать в такую служебную командировку, если ее финансирование осуществляется за счет государственных органов иностранных государств, международных или иностранных организаций, граждан и юридических лиц за исключением случаев, когда такая командировка осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также по договоренности государственных органов Республики Беларусь с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Иные ограничения, связанные с государственной службой, могут быть установлены законодательными актами.
Таким образом, особенности правового статуса государственных служащих заключаются в наличии определенных запретов и ограничений в отношении государственных служащих, связанных со спецификой данного рода деятельности.
Информация о работе Правовой статус государственных служащих