Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью работы является рассмотрение правового статуса депутатов.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1.Дать определение понятию «депутат». Депутатский мандат;
2. Охарактеризовать статус депутата представительного органа местного самоуправления;
3.Раскрыть сроки полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и правовые ограничения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

789823.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность данной темы.

Давний спор о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборного лица) снова обостряется. И повод тому дает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Федеральный закон, подготавливавшийся в 90-х гг. прошлого века по этому вопросу, назывался "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" и изначально замышлялся как рамочный закон, в соответствии с которым субъекты РФ должны были принять свои нормативные акты.

Объект исследования – депутаты представительного органа муниципального образования.

Предмет исследования – правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.

Основной целью  работы является рассмотрение правового статуса депутатов.

В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

 1.Дать  определение понятию «депутат». Депутатский мандат;

2. Охарактеризовать статус депутата представительного органа местного самоуправления;

3.Раскрыть сроки полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и правовые ограничения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

1. Определение понятия «депутат». Депутатский мандат

 

Депутат - полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус депутата устанавливается конституцией и специальными законами. Депутат наделен значительными полномочиями. Руководствуется общегосударственными и местными интересами, выполняет наказы избирателей (если существует институт наказов избирателей), имеет право запроса во все государственные и общественное органы, предприятия, учреждения, организации. В большинстве демократических государств депутат работает в соответствующем представительном органе на профессиональной основе. По нынешней Конституции РФ не может быть отозван до истечения срока.

Юридическая природа депутатского мандата.

Конституция Российской Федерации 1993 г. установила основополагающие принципы федерализма и распространила их на всю территорию России. Конституция РФ также признала и гарантировала местное самоуправление. Органы местного самоуправления существуют в лице их представительных и исполнительных органов.

Субъекты Российской Федерации имеют право определять юридическую природу депутатского мандата законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

В основе юридической природы депутатского мандата лежит конституционное положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следует отметить, что современная демократия имеет ярко выраженную тенденцию, свидетельствующую о том, что осуществление власти народом проводится на основе не непосредственной, а представительной демократии. В этой связи французский социолог П.Бурдье совершенно справедливо отмечал, что народ не может существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому-либо лицу или органу, способному действовать в качестве юридического лица или группы1.

Представительными органами власти являются парламенты и представительные органы местного самоуправления, которые состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, депутатом является лицо, представляющее общество и выражающее его волю. В этом и состоит сущность депутатского мандата как представителя народа, его избравшего. Именно население наделяет депутата своими полномочиями на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Депутат является полномочным представителем народа. Однако это представительство не означает, что население в полном объеме передает депутату принадлежащую ему власть.

В юридической практике существуют как императивные (возможность отзыва депутата), так и свободные (невозможность отзыва депутата) депутатские мандаты. В теории же существуют обе точки зрения. Так, например, по мнению Л. Дюги депутат является не представителем населения, а его уполномоченным. Отсюда он приходит к выводу о свободном депутатском мандате. Противоположной точки зрения придерживался Д.Локк, который считал, что власть законодателя, демократически избранного народом, не может выходить за пределы мандата, полученного им от народа, поэтому представительная демократия не является полной, завершенной, всегда нуждается в подтверждении властного мандата. Отсюда — депутатский мандат должен быть императивным2.

Следует отметить, что в российском федеральном и региональном законодательстве о статусе депутатов отсутствует принцип императивного депутатского мандата, характерный для советской эпохи. Дача депутатам наказов избирателей и отсутствие отзыва депутата в большинстве (но не всех) субъектах РФ не предусмотрены. Исследователи правового статуса депутата полагают, что мандат депутата представительного органа власти — это свободный мандат, поскольку избиратели не вправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, он не связан правовыми обязанностями перед избирателями3.

Следует отметить, что юридическая природа депутатского мандата имеет тесную связь с многопартийностью. В этом случае депутаты выражают интересы не столько населения, сколько политических партий и блоков. Следовательно, в данном случае депутатский мандат должен быть свободным, поскольку население, непосредственно не избиравшее конкретного депутата, не может быть наделено правом его досрочного отзыва.

Поскольку федеральный законодатель ввел обязательность формирования законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе по пропорциональной системе, то тем самым он указал на необходимость признания депутатского мандата на уровне субъекта РФ свободным. Между тем, в силу указанных выше причин, этот депутатский мандат должен быть императивным. Данный вывод вытекает из конституционных принципов российского федерализма и непризнания суверенитета, даже ограниченного, субъектов Российской Федерации.

Императивный мандат

Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марксистско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871 года. Затем он нашел свое отражение в Конституциях и законодательстве социалистических стран. До избрания представительных органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в России отношения между депутатами местных Советов и избирателями строились исключительно на признании императивности депутатского мандата.

Понятие “императивный мандат” включает в себя совокупность трех элементов:

- обязательность наказов  избирателей для депутата;

- обязательность отчетности  депутата;

- право отзыва депутата  избирателями, если он не выполняет  или плохо выполняет наказы.

В данной модели депутатской ответственности депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он баллотируется. Депутат связывает себя наказами перед избирателями и несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на очередных выборах или в его отзыве в случае неоправдания им оказанного доверия.

Свободный мандат

Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. Данный режим взаимоотношений депутата с избирателями рассматривает депутата в парламенте, прежде всего как полноправного члена коллегии, обладающего властью на всем пространстве страны.

Содержание свободного мандата включает в себя следующие положения:

- мандат является общим (хотя депутаты избираются по  округам, они представляют весь  народ);

- мандат является факультативным (его осуществление свободно от  принуждения, депутат не обязан  делать что-то конкретное, в том  числе участвовать в парламентских  заседаниях и учитывать мнение  своих избирателей);

- мандат не подлежит  отзыву;

- одобрение действий мандатария  не требуется, так как он считается  выразителем воли народа.

Юридическая природа депутатского мандата зависит от уровня представительного органа власти: федерального, регионального, местного. На федеральном уровне, депутатский мандат должен быть свободным, не предусматривающем отзыва депутата избирателями, на региональном и местном уровнях депутатский мандат должен быть императи

 

 

 

 

 

2. Статус депутата представительного органа местного самоуправления статус депутат гарантия

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления» состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения.

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления» состоит в том, что данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать самые разнообразные интересы населения.

Для формирования гражданского общества и демократической государственности следует развивать муниципальную демократию как один из факторов становления местного самоуправления и укрепления основ народовластия. Необходимость реализации самоуправленческих прав в рамках муниципального образования обуславливает зарождение новых, а также преобразование уже существующих правовых институтов, обеспечивающих участие населения в решении вопросов местного значения. Требует своего обновления и совершенствования правовое регулирование самоуправленческих отношений, складывающихся на местах.

Детализация конституционных норм о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы представительных органов.

В Уставах определяются условия, необходимые для избрания депутатов, и наиболее важные правила их работы.

Депутат является представителем округа или муниципального образования. Он обязан защищать интересы и тех избирателей, которые вообще не участвуют в голосовании, не зависимо от причины такого участия. Кроме того, депутат является полномочным представителем народа, причем представительство лишь официальное выражение доверия осуществлять волю народа путем делегирования полномочий, что придает законность отношениями представительства. Население определенного избирательного округа наделяет депутата полномочиями на осуществление принадлежащей ему власти. Реализуя данное полномочие, депутат решает вопросы местного значения, указанные в законодательстве, а также реализует полномочия, принадлежащие непосредственно представительными органами местного самоуправления.

Правовой статус депутата разделен на две составляющие: основные элементы статуса и второстепенные. К числу основных элементов относятся: права, обязанности и ответственность депутата, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных элементов относятся: гражданство, возраст, порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата. В содержании правового статуса депутата представительного органа власти, помимо названных, необходимо выделить также элементы, как срок осуществления полномочий, взаимоотношения депутатов с избирателем, депутатская этика, контролирующая полномочия депутата, позволяющие должным образом влиять на исполнительные структуры и эффективно участвовать в процессах управления делами государства или соответствующей территории муниципального образования.

Виды правовых статусов депутатов представительных органов местного самоуправления разделяются на депутатов городских и сельских поселений, муниципальных районов, с определенным набором полномочий в зависимости от вида муниципального образования.

Правовой статус депутата муниципального образования определяется основными законами (уставами) муниципального образования, законами о статусе депутата, регламентами представительных органов, законодательством о выборах и другими нормативно-правовыми актами.

Как самостоятельный институт муниципального права статус местного депутата регламентируется целой системой источников.

Систему источников нормативно-правового регулирования статуса депутата представительных органов местного самоуправления можно классифицировать по юридической силе, по целям принятия. Кроме того в системе источников института статуса депутата включены не только нормативные, но и научные, теоретические источники. Таким образом, депутатский статус представляет собой систему норм, регулирующих полномочия, права, обязанности, ответственность, гарантии деятельности местных депутатов, сроки осуществления его полномочий, а также ответственность органов государственной власти и местные, их должностных лиц, физических и юридических лиц за невыполнение законодательства о статусе депутата.

Информация о работе Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования