Правонарушение как основание административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить институт административной ответственности.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- изучить понятие административной ответственности;
- исследовать особенности административной ответственности;
- выявить критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности;
- изучить правонарушение как основание административной ответственности.

Содержание

Введение
3
1. Понятие и особенности административной ответственности
4
2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности

11
3. Правонарушение как основание административной ответственности

14
Заключение
17
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Админ. ответственность, 2015.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 


 


План

 

   

Введение

3

1. Понятие и особенности  административной ответственности

4

2. Критерии ограничения  административной ответственности  от иных видов ответственности

 

11

3. Правонарушение как  основание административной ответственности

 

14

Заключение

17

Список использованных источников

18

Приложение

19

   
   
   

 

 

Введение

 

Актуальность темы контрольной работы определяется следующим. Административной ответственностью является такой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. При этом административная ответственность обладает рядом характерных качеств.

Основанием административной ответственности является правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» /1/.

Цель работы – изучить институт административной ответственности.

В соответствии с целью задачами работы являются:

- изучить  понятие административной ответственности;

- исследовать особенности административной ответственности;

- выявить  критерии ограничения административной  ответственности от иных видов  ответственности;

- изучить  правонарушение как основание  административной ответственности.

 

 

1. Понятие и  особенности административной ответственности

 

Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов указывают, что административная ответственность - это реализация административно - правовых санкций, применение уполномоченным органом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение /2/.

А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий считают, что административной ответственностью называется вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение /3/.

Административная ответственность обладает рядом характерных качеств. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица, она отличается от других видов ответственности своим субъектным составом.

К сожалению, как пишут Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов в главе 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения /5/.

Руководствуясь главой 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следует отметить, что в понятие «административная ответственность» включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Ст.1.1 КоАП РФ «Законодательство об административных правонарушениях» устанавливает, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

То есть названная статья определяет состав законодательства Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России.

В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ:

- определяется, по сути дела, что административная ответственность как физических, так и юридических лиц может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом;

- КоАП РФ является основополагающим законодательным актом в этой сфере и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.

В настоящее время, как отмечается Н.Г. Салищевой, в большинстве субъектов РФ действуют кодифицированные законодательные акты об административных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны общественного порядка) /6/.

При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ.

В этой связи важное практическое значение  имеет положение ч.1 статьи 1.6 «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением», согласно которой привлекаемое к административной ответственности лицо может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ определяет виды административных наказаний, в том числе те из них, которые могут устанавливаться только КоАП РФ, то есть федеральным законом. При этом, указывает И. И.Веремеенко за пределы установленного для него перечня видов наказаний законодатель субъекта РФ при определении конкретного вида административного наказания выйти не может /7/.

В соответствии с ч.1 ст. 1.3 КоАП РФ только федеральным законом (КоАП РФ) может быть установлен порядок производства по делам об административных нарушениях, в том числе определены меры по обеспечению этого производства.

Законодательные и правоприменительные органы должны строго придерживаться установленных Кодексом правил, что является гарантией обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов указанного законодательства и перечень видов административных наказаний и правил их применения.

К ведению РФ отнесено также установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (конкретизацию в особенной части КоАП РФ).

Законодатель отнес к предметам федерального законодательства установление порядка производства по делам об административных правонарушениях и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и порядка исполнения постановлений по этим делам.

Кодекс требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

По смыслу статьи 4.2 КоАП РФ смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены  в квалификацию состава административного правонарушения. Статья 4.2 признает смягчающими  ответственность десять видов обстоятельств,  которые при назначении  административного наказания должен учитывать субъект административной юрисдикции /7/:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения;

- добровольное прекращение  противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении . Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного;

- оказание лицом, совершившим  административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий;

- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым;

- совершение административного правонарушения несовершеннолетним, так как они могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других взрослых;

- совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Ст. 4.2 КоАП РФ содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.

На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи /6/.

Установление смягчающих обстоятельств должно смягчать административную ответственность, то есть субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Многие  жизненные  обстоятельства могут  влиять  на  тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в  статье 4.3, являются основанием  для усиления   административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Перечень указанных  в  статье 4.3 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, то есть нельзя признать отягчающими  обстоятельства,  не  перечисленные  в  данной статье. К ним относятся  /7/:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует о злостном характере правонарушения, о нежелании виновного отказаться от продолжения противоправного поведения и об игнорировании требований уполномоченных  на то лиц  о прекращении  совершаемого  правонарушения;

- повторное совершение  однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в силу ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения);

- совершение административного правонарушения группой лиц (объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения);

- совершение административного  правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством;

- совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения. Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава.

Информация о работе Правонарушение как основание административной ответственности