Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

Вложенные файлы: 1 файл

«Правоохранительные органы».doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

Структура Генеральной прокуратуры, иных прокуратур динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями  задач, функций прокуратуры, приоритетов  в ее деятельности.

В результате ряда преобразований структуры  Генеральной прокуратуры РФ в  ней создано Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, в которое входят:

отдел по надзору за соблюдением  федерального законодательства, прав и свобод граждан;

отдел по надзору за исполнением  законов в экологической сфере, на транспорте и в оборонном  комплексе;

отдел по надзору за исполнением  таможенного законодательства;

отдел по надзору за исполнением  налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства.

В структуре Генеральной прокуратуры  РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

Задачи и функции органов  прокуратуры:

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и  гражданина;

– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных  целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры  – надзор за исполнением действующих  законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

5) надзор за исполнением законов  судебными приставами. Кроме надзорных  прокуратура выполняет следующие  функции:

– уголовного преследования и надзора  за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– рассмотрения жалоб и  заявлений. В органах прокуратуры  в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и  иные обращения, содержащие сведения о  нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению  лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры  координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

– участия в правотворческой  деятельности. Прокурор вправе вносить  в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

– издательскую. Генеральная  прокуратура РФ выпускает специальные издания.

        1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Требования к прокурору:

Гражданин РФ (моногражданство);

Наличие высшего юридическое образование, диплом гос. образца

Обладание необходимыми моральными и профессиональными качествами;

Годен по состоянию здоровья;

Дееспособный;

Не имеющий судимости (действующей или погашенной);

Пройти процедуру оформления  допуска к государственной тайне;

Прокурорские работники  не должны быть подчинены или подконтрольны непосредственно близкому родственнику или свояку.

 

        1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года) и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

исполнения уголовных  наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения  международных организаций и  иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них.

адвокатуры и адвокатской  деятельности,

нотариата и нотариальной деятельности,

государственной регистрации актов гражданского состояния,

легализации и апостиля,

обеспечения установленного порядка  деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

Противодействие коррупции 

Антикоррупционная экспертиза законопроектов

Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чем издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.

Возглавляет Министерство министр  юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

В структуру Минюста входят:

Центральный аппарат

11 департаментов по основным  направлениям деятельности

Департамент регистрации ведомственных  нормативных правовых актов

Департамент организации и контроля

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

Департамент государственной службы и кадров

Департамент международного права  и сотрудничества

Департамент конституционного законодательства

Департамент гражданского и социального законодательства

Департамент управления делами

Департамент по делам некоммерческих организаций

Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения

Уполномоченный Российской Федерации  при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его  аппарат

Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам

Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам

Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений

Отдел делопроизводства

Научный центр правовой информации

государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов  интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

Российская правовая академия

Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»

Судебно-экспертные учреждения

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

        1. Федеральная служба судебных приставов, система и полномочия.

Федера́льная слу́жба суде́бных  при́ставов (ФССП Росси́и) — федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов  и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России подведомственна Минюсту  России.

Основные задачи службы:

обеспечение установленного порядка  деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных  Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

исполнение законодательства об уголовном  судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации к подследственности  федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Структура:

Центральный аппарат

Управление организации исполнительного  производства

Управление организации работы по реализации имущества должников

Управление организации обеспечения  исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов

Управление организации дознания и административной практики

Организационно-контрольное управление

Управление делопроизводства

Правовое управление

Управление делами

Управление государственной службы и кадров

Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами  и вопросов безопасности

Управление информационных технологий

Отдел по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке и гражданской обороне

Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации

Территориальные органы ФССП России в субъектах РФ

Центральный аппарат Службы размещается  в Москве на улице Кузнецкий Мост, в бывшем доме банка и торгового  дома «И. В. Юнкер и Ко».

        1. Федеральная служба исполнения наказания; задачи и полномочия органов, исполняющих наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний  России (ФСИН России) — федеральный  орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний  создана для исполнения наказаний  и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными и условно-досрочно освобождёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. ФСИН России является юридическим лицом и имеет свои печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Правоохранительные органы