Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:52, реферат
Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все же не обладать всеми, присущими ей признаками. судебный правоохранительный федеральный орган.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Кафедра правоведения, государственного и муниципального управления
Правоохранительные органы Российской Федерации: понятия и система
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
(подпись)
Доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления
Оценка ________________
«___» _______________ 2013___г.
_______________________
(подпись)
Омск, 20___
Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.
Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.
Основными признаками правоохранительных органов являются:
1. Специально
созданные для осуществления
правоохранительной
2. Охрана
законов от возможных и
3. В процессе
осуществления своей
4. Порядок
организации и деятельности
К государственным правоохранительным органам относятся:
- суд;
- прокуратура;
- органы юстиции;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- таможенные органы;
- служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;
- органы обеспечения безопасности.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.
Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:
* Конституцию
РФ, которая имеет высшую
* федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
* указы и
распоряжения Президента РФ, которые
чаще всего принимаются по
вопросам организации и
* постановления
и распоряжения Правительства
РФ, которые должны
* акты министерств
или ведомств (ведомственные акты),
которые издаются
Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:
- конституционного контроля;
- отправления правосудия;
- прокурорского надзора;
- расследования преступлений;
- оперативно-розыскной;
- исполнения судебных решений;
- оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждения
преступлений и иных
В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:
а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;
б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;
в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;
г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;
д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;
е) обеспечение деятельности судов. Орган - Министерство юстиции РФ и иные органы, входящие в его систему;
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.
Список литературы.
Мухаев Р.Т Правоведение: учеб. для студ. Вузов, обучающихся по неюридическим специальностям.
Р.Т Мухав. 2-е издание перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007.
Шкатулла В.И Правоведение : учеб. пособие для студентов неюрид. фак. вузов. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.
Ахмедов Ч.Н. Правоохранительная система государства: Теоретико-методологические основания исследования / Ч.Н. Ахмедов. - СПб. : Астерион, 2008. - 139 с.
Информация о работе Правоохранительные органы Российской Федерации: понятия и система