Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:20, реферат
С момента своего зарождении по нестоящие время человечество прошло сложный путь становления и развития от дикости, деспотической власти до современных демократических, правовых государств. Люди разных эпох, разных народов, видя несправедливое устройство общества, высказывали идеи о его переустройстве на справедливой основе, где бы народ имел право участвовать в формировании властных органов.
Введение.
1 Референдум, его отличительные особенности.
1.1 Понятие референдума и виды референдума.
1.2 Особенности референдума в Республике Беларусь.
Заключение.
Литература.
К заявлению прилагаются протокол собрания, на котором было принято решение об образовании инициативной группы, выражении инициативы о проведении референдума, о вопросе, предлагаемом на референдум, об избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску и список участников собрания, подписанные председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в ее работе. Членство подтверждается собственноручными подписями, подлинность подписей подлежит нотариальному засвидетельствованию. Собрание правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решение собрания принимается большинством голосов его участников. [6 c.144]
Вопрос, предложенный на референдум от имени граждан Беларуси, и документы, представленные инициативной группой, передаются на заключение в Министерство юстиции и прокуратуру. Они должны проверить соответствие вопроса требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Время, необходимое для проверки вопроса, в законе не установлено.
После получения положительного заключения вопрос и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении референдума. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь, причем жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы.
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, или изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Члены инициативной группы при сборе подписей должны иметь при себе и предоставлять для ознакомления полный текст решения, выносимого на референдум. [6 c.145]
Для сбора подписей отведен двухмесячный срок. Сбор подписей граждан осуществляется только членом инициативной группы. Запрещается принуждение граждан Республики Беларусь к получению подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей.
Гражданин, выступающий за референдум, должен не только подписаться, но и собственноручно внести в подписной лист дату подписи. В подписной лист можно будет включать только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — в одном районе города.
Заполненный таким образом подписной лист с указанием общего числа подписей на нем и даты заверения подписывается членом инициативной группы в присутствии руководителя либо заместителя руководителя соответствующего местного исполкома и немедленно удостоверяется печатью этого исполкома. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Не позже двухмесячного срока инициативная группа сдает подписные листы в районные, городские исполнительные комитеты, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей в них. Проверке подлежат не менее 20% подписей в подписных листах. [6 c.145]
Выявленные фиктивные подписи в подписных листах, или подписи одного и того же гражданина за двух и более граждан, либо подписи граждан, не имеющих права участвовать в референдуме, а равно подписные листы, сбор подписей в которых проводился лицом, не являющимся членом инициативной группы, или не подписанные членом инициативной группы, или подписанные членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи, либо содержащие подписи граждан, проживающих не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — не в одном районе, либо не удостоверенные печатью соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы, признаются недостоверными.
Если при проверке достоверности подписей граждан в подписных листах, представленных членами инициативной группы в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, не менее 15% подписей признаны недостоверными, проводится повторная проверка 15% подписей граждан в подписных листах. Если при повторной проверке не менее чем 15% подписей граждан будут признаны недостоверными, все сданные членами инициативной группы подписные листы и подписи в них соответствующим исполкомом или администрацией не учитываются при определении результата сбора подписей граждан в районе, городе, районе в городе в поддержку инициативы о проведении референдума. [6 c.147]
Нам представляется, что установление ограничения, при котором определение чуть более 5% недостоверных подписей от общего количества собранных подписей является основанием для признания всех остальных подписей в подписных листах также недостоверными, ущемляет конституционные нрава граждан Беларуси. Поскольку Закон не устанавливает возможность присутствия членов инициативной группы при проверке достоверности подписей, можно так отобрать листы для проверки, чтобы вложиться в заданный норматив. Эти правила создают возможность исполнительным структурам власти при проведении подсчета голосов уменьшить количество подписей граждан в случае необходимости ниже установленной нормы (450 тыс. по стране или 30 тыс. по области), что автоматически приведет к признанию инициативы о проведении референдума недействительной.
Окончательную проверку законности проведения сбора подписей проводит Центральная комиссия. Она может также отклонить инициативу в случаях нарушения срока сборов подписей граждан, отсутствия требуемого количества подписей, выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, представления инициативной группой более 15% недостоверных подписей, установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. [6 c.147]
Если все-таки организаторы сумеют пройти сквозь все эти законодательные процедуры, то инициатива референдума может быть отклонена Президентом при несоответствии предложения, но его мнению, требованиям Избирательного кодекса и иным актам законодательства Республики Беларусь.
Повторное инициирование референдума гражданами, но одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения.
Референдум назначается указом Президента. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа о назначении референдума. Указ, текст законопроекта или иного решения, вынесенного на референдум, публикуется в печати в порядке, установленном Президентом.
Материальное обеспечение агитации, но референдуму осуществляется за счет средств инициативной группы. Для этого она должна открыть счет в банке. Все остальное обеспечение референдума производится за счет государственных средств или путем внесения денег в специальный внебюджетный фонд, контролируемый Центральной комиссией.
Очевидно, что равных условий сторон по доступу к этому фонду быть не может. Это показало и формирование Президентом внебюджетного фонда при проведении референдума 1996 г. Он служил только целям и задачам агитации за предложенные Президентом вопросы.
Агитация проводится в соответствии с Законом о проведении собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования. Это означает разрешительную процедуру проведения встреч и необходимость предварительной подачи заявки в срок не менее чем за 15 дней до встречи. Такой порядок агитации существенно усложняет возможность обсуждения вопросов, вынесенных на референдум.
Таким образом, новое
законодательство Республики Беларусь
предоставляет возможность
Заключение
Избирательная система представляет собой упорядоченную совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных выборных органов государственной власти.
Избирательный процесс включает: назначение выборов (как правило, это прерогатива главы государства), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избирательных округов, районов и участков и т.д., которые устанавливаются в соответствии с принципом представительства (территориальным, национальным, производственным и др.).
С помощью выборов можно:
1) выборы предоставляют
возможность индивидам к
2) выборы являются
надежным средством мирной
3) выборы способствуют
объединению населения в
4) выборы - это и средство
политической социализации, так
как ход избирательной
По общепринятой юридической практике избирательное законодательство не включает в себя законодательство о референдуме. Тем не менее, регулирование референдумов в Республике Беларусь во многом построено на сходных с избирательными нормативных решениях.
Указанное сходство проявляется в следующем:
- выборы и референдум имеют общую организационную основу;
- статьи 37 и 38 Конституции
Республики Беларусь в равной
мере устанавливают
- у выборов и референдумов
совпадают многие процедуры,
- в ряде случаев выборы и референдум могут проводиться одновременно.
Референдум — это
голосование избирателей, посредством
которого принимаются решения
В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного лица, например, депутату, а решению какого-либо вопроса.
Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. Не случайно согласно ст. 77 Конституции Республике Беларусь решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.
Конституционное право различает многие виды референдумов, классифицируя их по различным основаниям. В Конституции Республики Беларусь речь идет о республиканском и местном референдумах.
Список использованных источников.
1.О разъяснении отдельных
статей Закона Республики
2.Овнесении изменений и
3.Кунцевич К.Н.
4.Выборы: правовые основы, избирательные технологии Мн. 2000.
5.Тетерюков Н.К.
6.Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь Мн.1999.
7.Сторожев Н. Избирательный
Информация о работе Право народа на свое волеизъявление в форме референдума (РБ)