Полномочный представитель
является федеральным государственным
служащим и входит в состав Администрации
Президента, назначается на должность
и освобождается от должности Президентом
по представлению Руководителя Администрации.
2.2 Контроль в законодательных
(представительных) органах власти
Этот вид контроля регламентирован
Конституцией РФ (ст. 102, 103).
Существует механизм построения
контроля со стороны Федерального Собрания
за соответствием указов Президента Конституции
и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет
контроль при утверждении указов Президента
о введении военного положения, чрезвычайного
положения, а также за решением Президентом
вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил за пределами территории
РФ (ст. 102 Конституции РФ).
К числу контрольных полномочий
Государственной Думы в сфере исполнительной
власти, указанных в ст. 103 Конституции
РФ, относятся: дача согласия Президенту
на назначение Председателя Правительства;
решение вопроса о доверии Правительству;
выдвижение обвинения против Президента
для отрешения его от должности в случаях,
предусмотренных ст. 93. На основании ст.
103 Конституции РФ Председатель Центрального
банка России и Уполномоченный по правам
человека назначаются и освобождаются
от должности Государственной Думой.
Контрольные полномочия Федерального
Собрания выражаются и в том, что назначение
и отзыв дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных государствах
и международных организациях осуществляются
Президентом после консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат Федерального
Собрания (п. «м» ст. 83 Конституции РФ).
Формой контроля за деятельностью
органов исполнительной власти является
также запрос депутата или группы депутатов
Совета Федерации, Государственной Думы
Правительству страны, руководителям
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления
по вопросам, входящим в их компетенцию.
Для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату, состав
и порядок деятельности которой определен
в Федеральном законе от 05. 04. 2013 г " О
Счетной палате Российской федерации"[1].
Задачами Счетной палаты являются:
-организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных фондов по объемам,
структуре и целевому назначению;
-определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
-оценка обоснованности доходных и расходных
статей проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
-финансовая экспертиза проектов федеральных
законов и нормативных правовых актов
федеральных органов государственной
власти;
-анализ отклонений от показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов и подготовка предложений по их
устранению и совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
_______________________________________________________________
[1] См: ФЗ РФ от 05.04.2013 №41 ФЗ (
ред. от 28.12.2013 г.)
-контроль за законностью и своевременностью
движения средств федерального бюджета
и средств федеральных внебюджетных фондов
в Центральном банке России и иных финансово-кредитных
учреждениях;
-регулярное представление Совету Федерации
и Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета.
Контрольные полномочия Счетной палаты
распространяются не только на государственные
органы (в том числе их аппараты) и учреждения,
но и на органы местного самоуправления
и вообще на все организации и объединения
вне зависимости от видов и форм собственности,
если они получают, перечисляют, используют
средства из федерального бюджета или
используют федеральную собственность
либо управляют ею, а также имеют какие-либо
официально предоставленные льготы и
преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки
и иные контрольные мероприятия. Проверяемые
организации обязаны обеспечивать условия
для этого и предоставлять все необходимые
документы и информацию под угрозой юридической
ответственности. По результатам проверок
Счетная палата направляет проверяемым
организациям представления, которые
должны быть рассмотрены в определенные
сроки с уведомлением Счетной палаты о
принятых мерах. В случае выявления признаков
преступлений материалы проверок передаются
в правоохранительные органы. Счетная
палата уполномочена также давать предписания,
предусмотрен механизм их обязательного
исполнения и обжалования в судебном порядке.
Согласно ст. 77 Конституции РФ, субъекты
Федерации сами образуют соответствующие
органы государственной власти. Эти органы
наделены и соответствующими контрольными
полномочиями по отношению к органам исполнительной
власти. Они особенно значительны в республиках,
входящих в состав Федерации. Конституции
республик устанавливают, что представительные
органы являются не только высшими законодательными,
но и контрольными органами.
2.3 Контроль в системе
органов исполнительной власти
Функции государственного
контроля осуществляют Правительство,
федеральные министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти, а также
соответствующие органы исполнительной
власти субъектов Федерации.
Правительство Российской Федерации как
орган общей компетенции наделено широкими
контрольными полномочиями в отношении
федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Согласно ст. 114 Конституции
РФ и Федеральному конституционному закону
от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской
Федерации» №-2 ФКЗ, оно осуществляет меры
по обеспечению законности, прав и свобод
граждан и иные полномочия, возложенные
на него Конституцией, федеральными законами
и указами Президента В пределах своей
компетенции оно организует исполнение
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, нормативных указов
Президента, международных договоров
Российской Федерации, осуществляет систематический
контроль за исполнением их федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
принимает меры по устранению нарушений
действующего законодательства.
Правительство вправе отменять
акты федеральных органов исполнительной
власти или приостанавливать их действие.
Оно направляет в законодательные (представительные)
органы и органы исполнительной власти
субъектов Федерации проекты своих решений
по предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов. Предложения указанных
органов по таким проектам подлежат обязательному
рассмотрению в Правительстве РФ.
Правительство обеспечивает
соблюдение федеральными органами исполнительной
власти прав органов исполнительной власти
субъектов Федерации и способствует их
взаимодействию. Оно разрешает споры и
устраняет разногласия между федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
Для этих целей создаются согласительные
комиссии из представителей заинтересованных
сторон.
Правительство вносит предложения
Президенту страны о приостановлении
действия актов органов исполнительной
власти субъектов Федерации в случае их
противоречия федеральной Конституции,
федеральным конституционным законам,
федеральным законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека
и гражданина.
Федеральные министерства
и иные федеральные органы исполнительной
власти могут осуществлять межотраслевой
(надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный)
контроль. Среди этих органов имеются
такие, основной деятельностью которых
является именно межотраслевой (специализированный)
контроль, например, Министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства,
Министерство по налогам и сборам, Государственный
таможенный комитет, Федеральная служба
по валютному и экспортному контролю.
Большинство же федеральных министерств
и иных федеральных органов исполнительной
власти осуществляют контроль по отраслям
и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической
сфере контроль осуществляют министерства
финансов, экономики, государственного
имущества, Центральный банк России. Жесткий
контроль за целевым использованием бюджетных
средств — одна из основных задач экономической
политики. В связи с этим министерствам
финансов, экономики и Центральному банку
поручено ежеквартально докладывать Правительству
о ходе выполнения федерального бюджета
и сконцентрировать свои усилия на финансовой
стабилизации и укреплении курса рубля.
Контроль в сфере правопорядка
осуществляют министерства юстиции, внутренних
дел, в сфере природопользования, производства
и реализации сельскохозяйственной продукции
— Министерство природных ресурсов, Государственный
комитет по охране окружающей среды, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия,
Министерство экономики, Федеральная
служба лесного хозяйства.
В иных сферах деятельности
контроль возлагается на: Министерство
транспорта (по вопросам безопасности
движения), Министерство по связи и информатизации
(контроль за использованием частот и
радиоволн), Министерство труда и социального
развития (контроль за соблюдением законодательства
о труде и охране труда), Министерство
культуры (контроль за вывозом и ввозом,
сохранностью культурных ценностей).
Для осуществления межотраслевых
контрольных функций создаются также
специализированные инспекции (например,
Государственная жилищная инспекция)
и специальные структурные подразделения
внутри федеральных органов исполнительной
власти.
Особенностью межотраслевого
контроля федеральных органов исполнительной
власти является то, что он осуществляется
за определенными сферами (вопросами)
деятельности не подчиненных им органов
и должностных лиц. Чаще всего такой контроль
касается только определенной функции
или отдельной стороны деятельности подконтрольных
органов, независимо от ведомственной
подчиненности объектов управления.
Сферы (вопросы) управления,
на которые распространяется межотраслевой
контроль, его пределы и юридические последствия
определены конкретными положениями о
соответствующих органах и иными нормативными
актами. Должностные лица этих органов
наделены широкими контрольными полномочиями.
В частности, они вправе посещать предприятия,
учреждения и организации, независимо
от форм собственности и подчинения, знакомиться
с документами, иными материалами; назначать
государственную экологическую экспертизу,
обеспечивать контроль за выполнением
ее заключения; привлекать в установленном
порядке виновных лиц к административной
ответственности; принимать решения об
ограничении, приостановлении, прекращении
работы предприятий и любой деятельности,
причиняющей вред окружающей природной
среде.
Отраслевой (внутриведомственный)
контроль, в отличие от межотраслевого,
проводится органами одной отрасли или
сферы в отношении подчиненных им органов
и кадров по всем вопросам исполнительной
и распорядительной деятельности. При
этом все федеральные органы исполнительной
власти и их территориальные структуры
осуществляют контроль в отношении подчиненных
(подведомственных), а руководители (администрация)
конкретных организаций — внутренний
контроль за деятельностью своих структурных
подразделений и их должностных лиц. Еще
раз отметим: отраслевой контроль — непременная
часть управляющих воздействий руководителей
на своих подчиненных. Непосредственный
руководитель, осуществляющий контроль
за подчиненными структурами и лицами
по всем вопросам их деятельности, вправе
отменять или изменять их
решения, вмешиваться в оперативную
деятельность, наказывать виновных, принимать
меры для исправления выявленных недостатков
и устранения их причин.
В субъектах Федерации контрольными
полномочиями наделены их администрация,
а также соответствующие министерства,
комитеты, управления и другие органы
исполнительной власти. Объем их полномочий
определен федеральным законодательством,
конституциями, уставами, законами и другими
нормативными правовыми актами субъектов
Федерации.
Органы исполнительной власти,
осуществляя контроль, используют разнообразные
методы. Они проводят ревизии и проверки
фактического состояния дел, заслушивают
отчеты должностных лиц, проверяют сообщения
печати и жалобы, акты управления.
2.4 Президентский
контроль в судебной сфере
Согласно ст. 118 Конституции
РФ, судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996
г. «О судебной системе Российской Федерации»[1]
определяет виды, порядок создания судов
и управления ими, а также основные принципы
их деятельности. Кроме ныне действующих
судов, в субъектах Федерации могут учреждаться
специализированные федеральные суды
по рассмотрению гражданских и административных
дел. Конституционный(уставный) Суд субъекта
Федерации для рассмотрения вопросов
соответствия законов субъекта Федерации,
нормативных правовых актов органов государственной
власти субъекта Федерации, органов местного
самоуправления субъекта Федерации конституции
(уставу) субъекта Федерации, а также для
толкования конституции (устава) субъекта
Федерации. Мировые судьи рассматривают,
кроме гражданских и административных
дел, также уголовные дела.
Вместе с тем судебную
власть как одну из ветвей государственной
власти нельзя сводить только к рассмотрению
конкретных судебных дел. Судебная власть
— неотъемлемый элемент правового государства.
Будучи сильной и независимой, она является
гарантом прав каждого и должна быть в
состоянии защитить эти права, кто бы на
них ни покушался. Но что не менее значимо,
судебная власть — это еще и гарантия
нормальной деятельности исполнительной
власти. Наличие властных полномочий судебной
власти дает возможность говорить о судебном
контроле за исполнительной властью.
__________________________________________________________________
[1] См: ФКЗ от 31.12.1997. № 1-ФКЗ (
ред. 03.02.2014)
Контрольные полномочия Конституционного
Суда Российской Федерации в сфере исполнительной
власти и порядок их осуществления определены
Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном
Суде Российской Федерации»[1]. Деятельность
этого органа призвана служить укреплению
основ конституционного строя Российской
Федерации, защите основных прав и свобод
человека и гражданина, утверждению начал
законности в правотворчестве и правоприменении,
обеспечению верховенства и прямого действия
Конституции на всей территории страны.