Президент РФ в системе управления государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации…………..5
2. Порядок избрания Президента Российской Федерации……………………………7
3. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………………..9
4. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации…………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки  избирателей. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей (проверке подлежит не менее 20 процентов подписей) и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и исполняют равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ- не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий, порядок финансирования выборов. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий досрочные выборы.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию РФ. Подготовку выборов  и их проведение осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов), участков; имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем  составляется протокол. На основании  суммированных данных этих протоколов территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней после выборов определяет результаты выборов.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие  менее половины избирателей. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (второй тур характерен для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы.

Избранный Президент вступает в  должность на тридцатый день со дня  официального объявления Центризбиркомом  о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

 

3. Полномочия Президента Российской Федерации

Наряду с функциями главы  государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление  статуса  и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

По совокупности и значимости функций  и полномочий, закрепленных за Президентом  Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов  Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как  главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают  все стороны государственной  деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия, связанные с:

•    Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает Председателя Правительства;

- назначает заместителей Председателя Правительства;

- назначает министров;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решения об отставке Правительства;

-предлагает кандидатуры судей  судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности;

- может формировать свою Администрацию;

- определяет своих представителей в федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

- назначает высшее командование Вооруженных Сил;

- назначает дипломатических представителей.

•    По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

- распускает Государственную Думу  в случае и порядке, предусмотренных  в Конституции;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

- подает запросы в Конституционный  Суд в соответствии нормативных  актов Конституции РФ, а также  о ее толковании.

•    В военной области:

- утверждает военную доктрину;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

 -имеет право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.

•    Во внешнеполитической области:

- определяет основные направления внешней политики страны;

- осуществляет руководство внешней  политикой; 

-ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

•    По отношению к гражданам:

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое убежище;

-награждает государственными наградами  Российской Федерации; присваивает  почетные звания, высшие воинские  и высшие специальные звания;

-решает вопросы помилования;

•     Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации.

 

4. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.

Но возможно и досрочное прекращение  полномочий Президента в случае:

- его отставки;

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

-   отрешения от должности.

Под отставкой Президента понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Более сложный процесс прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.

В отличие от двух названных оснований прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его от должности прописан в конституции Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.

Конституция Российской Федерации регулирует процедуру отрешения Президента от должности. Эта процедура реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Порядок выдвижения обвинения регулируется Конституцией Российской Федерации и главой 22 регламента Государственной Думы. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы.

Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании  палаты. В случае решения вопроса  о продолжении государственной  процедуры отрешения Государственная  Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Согласно ч. 2  ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании

Основная задача комиссии – детальное  изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение  новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Комиссия должна иметь право  требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения. Получать другую нужную ей информацию.

Подготовительной комиссией специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции Российской Федерации для продолжения процедуры отрешения Президента заключении комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения.  В противном случае представление отрешения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой может быть принято решение о выдвижении обвинении Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение, согласно ст. 180 Регламента Государственной Думы, принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Государственной Думой  обвинение, согласно ч.1 ст. 93 Конституции  России, должно быть направлено в Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента от должности.

Если Верховный Суд должен дать заключение о существе выдвинутого  Государственной Думой  обвинения, то Конституционный Суд – о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким образом, объектом анализа Конституционного Суда является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а так же при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Информация о работе Президент РФ в системе управления государством