Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:09, контрольная работа
Гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией РФ и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие российского гражданства………………………………………………5
1.1. История Российского гражданства……………………………………...5
1.2. Понятие «гражданство Российской Федерации………………………..6
1.3. Принципы гражданства………………………………………………….7
2. Признание и приобретение российского гражданства. Прекращение гражданства………………………………………………………………………....10
2.1. Признание и приобретение гражданства……………………………...10
2.2. Прекращение гражданства…………………………………………......14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………………...
2. Признание и приобретение российского гражданства. Прекращение гражданства
2.1. Признание гражданства
Статья 12 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что гражданство приобретается:
1) в результате его признания;
2) по рождению;
3) в порядке его регистрации;
4) в результате приема в гражданс
5) в результате восстановления
в гражданстве Российской
6) путем выбора (оптации);
7) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.
Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это объясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР.
Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т. е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями:
Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т. е. нацелено на будущие отношения гражданства.
Но закон должен решить и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона. Какого-либо основания для нового оформления приобретения гражданства миллионами людей нереально и нецелесообразно.
В связи с этим применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в сипу нового закона, сохраняется этот статус.
Россия выступает как правопреемница Советского Союза, который в свою очередь, выступал как правопреемник Российской империи, Закон применил при определении гражданства России не только законодательный акты РФ, но и РСФСР, бывшего СССР и царской России, имевшие силу на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к российскому гражданству4.
Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления Закона в силу5. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца. Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. При этом определяющими обстоятельствами являются: рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание натерритории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в ᴨпериод с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.
Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый «нулевой» вариант. Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам6.
Вопрос этот имеет не только и не, сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство, самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан, коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза (например, ст. 4 Закона Союза ССР «О гражданстве СССР»). Это объясняется в ᴨпервую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы «растворялось» в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР, но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ. Гражданство по рождению7. Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным. На детей автоматически распространяется гражданство родителей, так это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, так же становится россиянином8.
Эта форма приобретения гражданства называется «правом крови». Похоже, решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли9. Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя – гражданина РФ10.
В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя.
В связи с тем, что Россия является правопреемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до 01 сентября 1991 года) и имеющих родителей - граждан других государств, в тех случаях, когда эти государства не предоставляют им своего гражданства. Это называется «правом почвы».
Приобретение гражданства в порядке регистрации. Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в ᴨпервую очередь тем, что многие лица – граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. В связи с этим для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ.
2.2. Прекращение гражданства
Институт прекращения гражданства полностью соответствует части 3 статьи 6 Конституции РФ, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации:
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
Заключение
Реализация вышеуказанных норм об основаниях прекращения и изменения гражданства российской Федерации требует правового регулирования.
На основе Закона о гражданстве Российской Федерации принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждённое Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325. Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ, именно как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.
Так, согласно п. «а» ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства России решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве РФ. Президент утвердил Положение о комиссии.
Информация о работе Признание и приобретение российского гражданства. Прекращение гражданства