Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Огромное значение играет принцип разделения властей в жизни всякого общества, его принципиально особое место в государства вызывают необходимость всестороннего изучения в рамках данной курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………..
4
Глава 1. Разделение властей….………………………....................................
5
1. 1. Зарождение института разделения властей ………………….…...
5
1. 2. Возникновение и развитие теории разделения властей ………....
7
1. 3. Возникновение разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………...
9
Глава 2. Система разделения властей……………………………………….
13
2. 1. Теория разделения властей: генезис и основные положения……
13
2. 2. Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная…….
15
2. 3. Современное состояние системы разделения властей……………
17
Глава 3. Принцип разделения властей………………………………………
19
3. 1. Принцип разделения властей: истоки, содержание, назначение...
20
3. 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации………….
21
3. 3. Особенности применения принципа разделения властей в
Российской Федерации……………………………………………..
24
Заключение……………………………………………
Особенностью применения принципа разделения властей в государственном механизме России является фактическое доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими ветвями власти.
По природе и характеру выполняемых функций Президент является не только главой государства, но и фактически главой исполнительной власти.
В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, а также ставит вопрос о его освобождении от должности (как было сказано ранее).
Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, Президент подчиняет себе непосредственно так называемые силовые структуры (армию, милицию и др.), зачастую вмешивается в повседневную деятельность Правительства.
Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту Российской Федерации сосредоточить в своих руках поистине «суперпрезидентскую» власть. Наличие последней ставит под сомнение реальный характер принципа разделения властей в современной России, его надежную гарантированность и ожидаемую эффективность. В этом также проявляются особенности применения принципа разделения властей в постсоветской России.
Аналогичная картина с реализацией принципа разделения властей наблюдается в России не только на феодальном уровне, но и на уровне субъектов Федерации, особенно в республиках. Здесь имеет место перекос во властных структурах в сторону президентской и губернаторской власти, нередко в ущерб законодательной и судебной властям.
Заключение
Разделение властей – это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.
Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех властей единой государственной власти.
Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилия в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношения между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.
Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Конституция Российской Федерации не только декларировала принцип разделения властей, но и закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов и компетенцию.
В настоящее время, как и в прошлом, теория (принцип) разделения властей имеет не только научное, но и практическое значение.
Библиографический список
I. Нормативные акты:
1 См.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В двух томах. – М.: Юрист, 1996. с.85.
2 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1993. с.87.
3 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. Издание четвертое. М., 1998. с.73.
4 См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист, 1996. с.36.
5 См.: Клименко А.В., Румынина В.В. Методическое пособие по теории государства и права. Часть I. Теория государства. М., 1999. с. 71.
6 См.: Клименко А.В., Румынина В.В. Методическое пособие по теории государства и права. Часть I. Теория государства. - М., 1999. с. 74.
7 См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист, 1996. с.61.
8 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. с.152.
9 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. с.154.