Проблема тяжелых отходов в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Общеизвестно, что в течение последних двух десятилетий население Украины уменьшилось почти на пять миллионов человек (или 10 %) от численности в 51 млн человек в 1990 г., однако количество бытового мусора не только не уменьшается, но наоборот, продолжает накапливаться и увеличиваться. Например, за последний десять лет объем бытовых отходов – продуктов жизнедеятельности каждого жителя в Украине увеличился на 40%.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

 

ПРОБЛЕМА  ТЯЖЕЛЫХ ОТХОДОВ В УКРАИНЕ

 

Общеизвестно,  что  в  течение  последних  двух  десятилетий  население  Украины    уменьшилось почти  на пять миллионов человек (или 10 %) от численности в 51 млн человек в 1990 г., однако количество бытового мусора не только не уменьшается, но наоборот, продолжает накапливаться и увеличиваться. Например, за последний десять лет объем бытовых отходов – продуктов жизнедеятельности каждого жителя в Украине увеличился на 40%.

Департамент  экологической  безопасности  Министерства  охраны  окружающей  среды  оценивает концентрацию  в  Украине  всех  видов  отходов  в  объеме  около  35  миллиардов  тонн,  причем  2,6 млрд.  тонн  являются  высокотоксичными.  Ежегодно  по  данным  министерства  общий  объем бытовых  отходов  увеличивается  на  50  млн.  кубометров или  14  млн.  т (300-400 кг в год на 1 человека) а  промышленных  отходов - на  175  млн.  кубометров.  В частности,  например,  только автомобильных покрышек ежегодно накапливается порядка 12,5 млн. штук.

Следует  отметить,  что  в  статистической  отчетности,  в  нормативных  документах  касательно программ  обращения  с  твердыми  бытовыми  отходами,  ценовой  и  тарифной политике   в  Украине оперируют как весовыми категориями, так и  объемными – мусор и отходы измеряют кубометрами. При  этом  для  определения  платы  за  вывоз  мусора  разрабатываются  нормативы  в  расчете  на  1 жителя  дифференцированно  по  городам.  Например,  по Киеву такой  норматив  составляет  2,45  м. куб.  в  год.    Но    наличие  весов  на    полигонах  и  свалках,  как  правило,  является  исключением.  В среднем  считается,  что  1 кубометр твердых бытовых отходов  (ТБО)  весит 200 - 250 кг., зависит от уровня  плотности и других  факторов    (таких как,  например,  увлажнение   или  подмерзание ТБО в контейнерах), поэтому   погрешность  в оценке веса кубометра отходов  может достигать   20 - 50%. В целом    в пересчете на  вес ежегодно    количество  ТБО увеличивается не  менее чем на    12  млн. тонн.

Система образования  тарифов  будет  меняться  при    установке  весовых  на  полигонах. Первые  проекты  с  установкой  весовых  реализуются  в  Донецкой  области  на  вновь  открытых полигонах, в частности, на полигонах, обслуживающих северную  и южную группу городов, а также планируется для нового полигона в Ясиноватой.

По  данным  экологов,  каждый  украинец  ежегодно  создает  около  220 - 250  кг  твердых бытовых отходов, а жители  больших городов – 330 - 380 кг, и эти объемы растут в последние годы на  20%  в год.  Более  90%  твердых  бытовых  отходов  (ТБО)  в  Украине  вывозится  на  свалки  и  полигоны. Захоронение  отходов  на  свалках  требует  отчуждения  больших  территорий  и  их  дорогостоящего обустройства. По данным Национального экологического центра Украины на полигонах и свалках Украины  накопилось  больше  миллиарда  кубометров  отходов  жизнедеятельности  человека,  из которых  согласно  официальным  данным  Госкомстата  Украины  повторную  переработку  проходит 3,5%.  Все эти отходы  занимают более 7 тыс.  гектаров  земли, это фильтрат, загрязняющий грунт, отравляющий    грунтовые  воды,  приносящие  невосполнимый  вред  здоровью  людей.  Кроме  того, это  свалочный  газ,  образующийся  при  захоронении  органических  веществ,    макрокомпонентами которого  является  метан  (СН4) и диоксид углерода. Согласно стандартов Киотского  Протокола,  тонна  метана  в  21  раз  вреднее,  чем    тонна  углекислого  газа.

Если  метан,  отводя  по  специальной  технологии  с  полигонов,  можно  направить  для  обогрева  и генерации  электроэнергии,  то  фильтрат  является  продуктом,  который  практически  невозможно нейтрализовать. Масштабы  образования  свалочного   газа  в  Украине  также можно  считать геологическими, так как по  расчетам  специалистов  в  Украине ежегодно  образуется  более 120  млн.  тонн  органических отходов по  сухой массе,  каждая  тонна которых может дать  от  300  до  800  куб.м.  биогаза. Переработка всего количества отходов может дать только биогаза от 36 до 75 млрд. куб.м или в пересчете  на  метан  от  20  до  45  млрд.  куб.  м  в  год.  Отметим,  что  в  настоящее  время  в Украине добывается менее 20 млрд. куб. м природного газа при потребности около 70 млрд. куб. м газа.

Подавляющее  большинство  свалок  (от  80  до  90%)  работают  в  режиме  перегрузки,  с  давно нарушенными  проектными  показателями  по  объемам  поступления  отходов,  без  соблюдения  мер предосторожности  относительно  загрязнения  подземных  вод  (в  том  числе  уровня  колодезной воды)  и  воздушного  бассейна.  Срок  годности  большинства  свалок  для  захоронения  отходов просрочен. Численность  пригородов  и  сел,  ведущих  мусорные  войны   за  закрытие полигонов  и  свалок,  растет  с  каждым  годом  и  грозит  приобрести  национальные  масштабы.  При этом  попытки  властей  найти  новые  площади  под  полигоны  вызывают  стойкое  сопротивление населения – их пугает перспектива близкого соседства с новой  свалкой.

В  настоящее  время  муниципальным  обслуживанием  охвачено  лишь  52%  населения  страны  и около  60%  частных  домов  не  имеют  договоров  на  вывоз  мусора.    Вследствие  отсутствия надлежащей  системы  сбора  твердых  бытовых  отходов  в  частном  секторе  ежегодно  появляются тысячи    стихийных,  несанкционированных  свалок  в  непосредственной  близости  от  населенных пунктов.  В  большинстве  небольших  городов  и  в  абсолютном  большинстве  сел  мусор   вывозят нерегулярно. В подавляющем большинстве сел мусор  просто вывозят за окраины и сбрасывают в природные  углубления  (овраги,  рвы  и  т.п.).  Очень  распространена  практика  вывоза  мусора  на лесные  поляны,  поля  и    другие  объекты,  не  предусмотренные  к  использованию  в  качестве мусоросвалки. Только  больших  стихийных  нагромождений мусора насчитывается  около 2000,  что составляет  до  66%  всех  мусоросвалок  в  Украине.  На  нелегальных  свалках  отсутствует минимальный  контроль    состава  отходов,  что  не  исключает  возможности  захоронения медицинских, токсических и радиационных отходов, а также образования  скотомогильников.

В Украине актуальной является проблема утилизации и переработки мусора: около 4% территории государства занимают отходы разных видов, от химических до бытовых.

В Украине почти 4% территории занимают отходы разных видов, сообщил  глава комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики Анатолий Семинога.

"Следует отметить, что отходы в Украине не  перерабатываются, мы наоборот их  накапливаем и собираем. 4% территории  нашего государства заняты отходами  различных видов: это отходы  химической промышленности, бытовые  отходы, а также многие другие виды отходов", - подчеркнул Семинога.

Также он указал на проблему утилизации в Украине аккумуляторных схем, аккумуляторов и батареек. "Для решения данной проблемы можно предложить систему разделения отходов на пищевые и непищевые. Здесь должна быть соответствующая государственная политика, например, можно создать государственный фонд, который будет заниматься бюджетными проектами по переработке и утилизации отходов", - предложил депутат.

Кроме того, по его мнению, в Киеве есть большая проблема утилизации отходов на полигонах, а строительство мусоросжигательного завода является неактуальным, потому что сегодня следует применять технологии непосредственной переработки и утилизации.

ОСНОВНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1.  Закон Украины «Об отходах»   (187/97-ВР) с изменениями, внесенными   Законом  Украины    1825-17, в редакции от 21.01.2010 г.

2.  Порядок     выявления      и   учета   бесхозяйственных        отходов     (постановление       Кабинета    Министров Украины N 1217 от 3.08.1998 г в редакции от 11.10.2002 г).

3.  Перечень  отдельных   видов  отходов  как  вторичного  сырья,  сбор  и заготовка которых подлежит лицензированию (постановление  Кабинета Министров Украины N 183 от 28.02.2001г в редакции от 12.09.2002 г).

4.  Перечень      документов,   которые   прилагаются   к   заявлению   о   выдаче   лицензии   для отдельного  вида  деятельности  (постановление    Кабинета  Министров  Украины  N 756  от  4.07.2001 г.

5.  Об   утверждении   перечня   отдельных  видов   отходов   как  вторичного   сырья,   доходы  заготовительных  предприятий которых      освобождаются  от    налогообложения (Постановление Кабмина Украины N82 от 18.01.2003г.) 

6.  Программа      обращения      с  твердыми     бытовыми      отходами      (постановление Кабинета  Министров Украины N 265 от 4.03.2004 г).

7.  Порядок  формирования  тарифов  на  услуги  по  вывозу  бытовых  отходов (постановление Кабинета Министров Украины N 1010  от 26.07.2006 г, в редакции от 08.07.2009 г.).

8.  Инструкция по  заполнению формы отчетности  №1-ТБО «Отчет об обращении с твердыми  бытовыми отходами  (приказ Минстроя, архитектуры и ЖКХ Украины N308 от 19.09.2006 г.).

9.  Примерное   положение   о   предприятии   в   сфере   обращения   с   твердыми   бытовыми  отходами     (приказ  Министерства по вопросам ЖКХ Украины N311 от 21.10. 2008 г.)

10. Правила  предоставления  услуг  по  вывозу  бытовых   отходов                (постановление    Кабинета  Министров Украины N 1070  от 10.12.2008 г).

11. Методические рекомендации  по применению Порядка формирования тарифов на услуги  по  вывозу  бытовых  отходов  (приказ    Министерства  по  вопросам  ЖКХ  Украины  N243  от  10.08.2009 г.)

12. О  государственном   регулировании  в  сфере   обращения  с  отходами  (указ  Президента  N 31/2010 от 15.01.2010).

13. Методические рекомендации по формированию          общественного  мнения  по  экологобезопасному обращению с бытовыми отходами (приказ  Министерства по вопросам  ЖКХ Украины N38 от 16.02.2010г.)

14. Методические рекомендации  по  определению       морфологического  состава  твердых  бытовых отходов (приказ  Министерства по вопросам ЖКХ Украины N39 от 16.02.2010г.)

15.  Рекомендованные   нормы  предоставления  услуг   по  вывозу  бытовых  отходов   (приказ   Министерства по вопросам ЖКХ Украины N75 от 22.03.2010г.)

16. Методические рекомендации  по организации сбора, перевозки, переработки и утилизации  бытовых отходов (приказ  Министерства по вопросам ЖКХ Украины N176 от 07.06.2010г.)

17. Правила     определения      норм    оказания     услуг   по   вывозу    бытовых      отходов     (приказ   Министерства по вопросам ЖКХ Украины N259 от 30.07.2010г.)

18. О мероприятиях по  определению и реализации проектов  по приоритетным направлениям  социально-экономического  и  культурного      развития    (указ  Президента     N   895/2010   от  8.09.2010).

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Отмечено, что работа по эффективному решению проблем  с отходами в Украине сегодня проводится по нескольким направлениям:

- усовершенствование законодательной базы в сфере обращения с отходами для приведения ее в соответствие с европейской практикой;

- создание особого  порядка налогообложения операций  по продаже

отдельных видов  отходов как вторичного сырья, т. е. ввод налоговых

льгот;

- обращение  с твердыми бытовыми отходами  и формирование тарифов на услуги их вывоза;

- обеспечение  требований по утилизации промышленных  отходов –

методологии и  методики;

- концепция реформирования платежей за размещение отходов –

методологии и  методики;

- высокоэффективные установки термического обезвреживания неопределенных средств защиты растений и ядохимикатов;

- современные способы обращения с непригодными или запрещенными к использованию пестицидами и ядохимикатами;

- переработка отходов и побочных продуктов в технологических циклах различных производств;

- перспективы извлечения цветных и драгоценных металлов из отходов.

По состоянию  на 2010 г. в Украине практически  созданы базовые составляющие нормативно-правового обеспечения по обращению с отходами, постепенно приближающегося к европейским требованиям.


Информация о работе Проблема тяжелых отходов в Украине