Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:21, реферат
ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259).
В настоящее время право собственности на вещь возникает в соответствии с нормами ГК РФ, относящимися к праву собственности, т.е. путем создания вещи, приобретения ее по договору и по некоторым другим основаниям (ст. ст. 218 - 234 ГК РФ)[2]. В свою очередь, ст. 1227 ГК РФ указывает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ 5
2. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКИХ ПРАВ. ВИДЫ ПРОИЗВДЕНИЙ 10
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ
2. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКИХ ПРАВ. ВИДЫ ПРОИЗВДЕНИЙ
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должно приводить к новому, ранее неизвестному результату.
Как отмечает И.А. Зенин, «творчество - субъективный критерий... Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права.
Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст. 1259 действующего ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения[1].
ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259).
В настоящее время право собственности на вещь возникает в соответствии с нормами ГК РФ, относящимися к праву собственности, т.е. путем создания вещи, приобретения ее по договору и по некоторым другим основаниям (ст. ст. 218 - 234 ГК РФ)[2]. В свою очередь, ст. 1227 ГК РФ указывает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности[3].
Положение о независимости прав на произведение от права собственности на его материальный носитель можно рассматривать как точку отсчета для других нововведений части четвертой ГК РФ.
Российское законодательство 1896 - 1911 гг. об исключительных правах авторов и патентообладателей создавалось на прочном теоретическом фундаменте.
Теория исключительных прав как строго научное объяснение юридической природы субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации субъектов и объектов торгового оборота была утверждена в России на рубеже XIX и XX столетий двумя выдающимися отечественными цивилистами - Габриэлем Феликсовичем Шершеневичем (1863 - 1912) и Александром Александровичем Пиленко (1873 - 1956). Вполне законченное выражение эта теория получила в двух превосходно написанных и читаемых сегодня с неослабным интересом монографиях - «Авторское право на литературные произведения» Г.Ф. Шершеневича (1891) и «Право изобретателя» А.А. Пиленко (1902 - 1903).
В результате детального анализа и критики предшествующих теорий авторского права Г.Ф. Шершеневич пришел к выводу, что «современные экономические условия вызывают новые отношения, новые интересы вне... обладания вещами и распоряжения действиями других лиц. Обнаруживается, что некоторые действия доставляют имущественную выгоду лицу, совершающему их, если от совершения таких же действий будут удержаны другие лица». Таковы интересы выступления предпринимателя под определенным фирменным наименованием, интересы фабриканта «в отношении рисунков и моделей» производимых у него товаров, интересы фабриканта или купца «в отношении фабричного или торгового клейма». Таковы же «интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в том, чтобы сочинения, картины, музыкальные произведения не могли быть свободно распространяемы, исполняемы всеми другими лицами. Так как цель юридической защиты клонится во всех этих случаях к предоставлению известными лицами исключительной возможности совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права следовало бы назвать исключительными»[4].
Для полного представления о теоретической позиции Г.Ф. Шершеневича необходимо обратить внимание, по крайней мере, на четыре относящихся к ней вывода автора.
Во-первых, содержание субъективного авторского права Г.Ф. Шершеневич видел «в возможности для автора сочинения воспроизводить его способами тиснения и получать, таким образом, материальные вещи, исключительное право отчуждения которых способно доставить имущественную выгоду». И даже подчеркивал: «Только распространение подобных материальных предметов... должно составить исключительное право автора, а воспроизведение сочинения представляется лишь средством к тому».
Во-вторых, Г.Ф. Шершеневич считал субъективное авторское право в целом и составляющее его суть исключительное право имущественным правом, полагая и доказывая, что «личные интересы автора, соединяемые им с выпуском в свет своей книги, не подлежат охране со стороны авторского права». И далее: «...институт авторского права носит исключительно имущественный характер, и если достигается некоторая, весьма слабая защита личных интересов, то это только рефлективное действие рассматриваемого права».
В-третьих, Г.Ф. Шершеневич обращал внимание как на общие черты исключительных прав с вещными и обязательственными правами, так и на не менее важные отличия исключительных прав от тех и других.
С вещными правами исключительные права «сближает абсолютный характер их силы - именно действие их в отношении всех». «Этот момент исключительности представляется настолько характерным для природы этой группы прав, что необходимо выразить его в самом названии последней». Однако исключительные права «отличаются от вещных по своему объекту... объектом исключительных прав являются действия».
Наконец, в-четвертых, Г.Ф. Шершеневич определил место исключительных прав как правового института в системе гражданского права и состав этого института: «...природа исключительных прав, носящих притом имущественный характер, может служить основанием к тому, чтобы отвести им место в имущественном праве, именно между вещным и обязательственным правом.
Через одиннадцать лет другой, столь же молодой и тоже основательно вошедший в науку человек - А.А. Пиленко выпустил в двух томах монографию «Право изобретателя», центральное место в которой заняло выяснение юридической конструкции прав автора результата интеллектуальной деятельности, но уже на материале патентного, а не авторского права.
Книга А.А. Пиленко не только ценна своим содержанием как талантливая монография по патентному праву, но и незаменима в качестве блестящего практического пособия по методике науки права.
Главная цель автора состоит в том, чтобы утвердить в науке и в общественном мнении прочное представление о «праве изобретателя» не как о дарованной монархом или даже законодателем милости, не как о разовом благодеянии или о добытой прошениями привилегии, а как об основанном на законе праве в отношении своего изобретения. «...Основной задачей моей работы было показать, что привилегии выдаются в России по принципу не факультативному (по благоусмотрению, по соображениям целесообразности или еще что-нибудь в этом роде), а по принципу облигаторному, т.е. что Отдел промышленности должен выдать патент, если соблюдены все законные требования, и что проситель может требовать выдачи патента».
Утверждение, будто бы «в советский период термин «исключительные права» применялся редко и в совершенно ином смысле - для того, чтобы подчеркнуть тесную и нерасторжимую их связь с личностью автора», изображает этот период истории отечественного гражданского права не вполне верно, даже применительно к авторскому праву.
Вплоть до кодификации гражданского законодательства 1961 - 1964 гг. и в общесоюзном, и в российском законодательстве авторское право основывалось на предоставлении автору исключительного права на его произведение. С начала 30-х годов значение этого субъективного гражданского права как инструмента, с помощью которого автор мог осуществлять использование созданного им интеллектуального продукта, постепенно уменьшалось. Это привело в конце 40-х - начале 60-х годов к критике понятия исключительного права в доктрине авторского права и к отказу от этой конструкции в законодательстве об авторском праве.
Когда в 1962 г. в СССР была возрождена правовая охрана товарных знаков, в ее основу было положено предоставление предприятиям «права исключительного пользования товарным знаком и знаком обслуживания».
Таким образом, если к законодательству советского периода об авторском праве и промышленной собственности подходить не предвзято, то надо признать, что формально юридически, во всяком случае, а на самом деле не только формально оно основывалось на понятии и юридической конструкции исключительного права использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. При этом такое исключительное право не отождествлялось с личными неимущественными правами авторов и изобретателей. Понятие «интеллектуальная собственность» в законодательстве того периода не использовалось вовсе, хотя и встречалось в международных договорах СССР.
31 мая 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства 1991 г., устанавливавшие правовое регулирование интеллектуальной собственности на основе признания исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства (п. 2 ст. 135), изобретения (п. 1 ст. 145), промышленные образцы (п. 2 ст. 147), товарные знаки и знаки обслуживания (п. 2 ст. 148), фирменные наименования (ст. 149) и селекционные достижения (ст. 152)[5].
В тот же день был принят Закон «Об изобретениях в СССР», предусматривавший перевод охраны изобретений целиком на патентную систему, основанную на признании за патентообладателем «исключительного права на использование изобретения».
Через месяц с небольшим, 3 июля 1991 г., был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», в котором было установлено, что «владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также запрещать использование товарного знака другими лицами». Еще через неделю принимается Закон СССР «О промышленных образцах».
Уже в конце первого года своего существования Российская Федерация одновременно издала четыре закона - Патентный закон, Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Летом 1993 г. к ним добавились еще два Закона - Закон «Об авторском праве и смежных правах» и Закон «О селекционных достижениях».
В Гражданском кодексе (как и в прежнем законодательстве), несмотря на большое число норм о субъектах и объектах исключительного права, об условиях его возникновения, его содержании, сфере действия и др., нет определения самого понятия исключительного права, не сказано достаточно определенно, в чем состоит исключительность этого права, отличающая его от субъективных гражданских прав других типов[6].
Понятие «произведение» в законодательстве не раскрывается, отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.
Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.
Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.
Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.
Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать «качество» произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д.