Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:18, доклад
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
Прокурорский надзор в то же время является самостоятельной отраслью права.
Введение
1. История развития прокуратуры Республики Казахстан
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
2. Организация и деятельность органов прокуратуры
2.1 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
2.2 Система и структура органов прокуратуры
2.3 Акты прокурорского надзора
3. Направления прокурорского надзора
3.1 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
3.2 Прокурорский надзор за следствием дознания
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПРАВА
Кафедра международного
права и международных
ДОКЛАД
по государственной службе
Прокуратура Казахстана
Выполнил:
студент группы МО-51
очной формы обучения
Вахитова Светлана Ахмировна
Научный руководитель:
к.т.н., доц. Газизова Х.А.
Уфа-2012
Содержание
Введение
1. История развития прокуратуры Республики Казахстан
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
2. Организация и деятельность органов прокуратуры
2.1 Принципы организации
и деятельности органов
2.2 Система и структура органов прокуратуры
2.3 Акты прокурорского надзора
3. Направления прокурорского надзора
3.1 Прокурорский надзор
за оперативно-розыскной
3.2 Прокурорский надзор за следствием дознания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
Прокурорский надзор в то же время является самостоятельной отраслью права.
Вышеприведенные положения исходят из совокупности правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров.
Органы прокуратуры не только обеспечивают надзор за точным и единообразным исполнением законов на всей территории страны, но и максимально приспособлены к исполнению этих функций как единая централизованная система со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим.
1. История развития
прокуратуры Республики
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
Казахстан почти три столетия находился в составе Российской империи, а затем Советского Союза, поэтому развитие органов прокуратуры в республике неразрывно связано с эволюцией правовых систем метрополии, различных правовых институтов и механизмов государственной власти.
В 1991 г. в связи с распадом СССР эксперимент был прекращен.
После провозглашения государственной независимости Республики Казахстан была введена должность Генерального Прокурора Республики. 6 декабря 1991 г. в стране была образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Республики Казахстан, положившая начало становлению прокуратуры.
17 января 1992 г. постановлением Верховного Совета вводится в действие Закон «О прокуратуре Республики Казахстан», которым прокуратура провозглашается органом высшего надзора за исполнением законов. Указанный закон действовал до 21 декабря 1995 г., т.е. до вступления в силу Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан». Принятие последнего нормативного правового акта было вызвано тем, что Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., несколько изменила правовое поле деятельности органов прокуратуры. За это время произошли определенные преобразования в правовой сфере нашего государства, которая реформировалась в соответствии с принципами нового государственного устройства, обновления задач, стоящих перед органами прокуратуры. Все это, в свою очередь, требовало внесения соответствующих изменений и дополнений в Указ «О прокуратуре Республики Казахстан».
Принятие Парламентом
страны последних изменений и
дополнений в законодательство по вопросам
прокурорского надзора стало
очередным шагом в
Таким образом, современная прокуратура имеет почти трехвековую историю и является результатом длительной эволюции ее правового статуса. Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в стране диктуют необходимость дальнейшего максимального использования потенциала прокуратуры.
С обретением независимости Казахстаном, с 1991 года, начался новый этап развития прокуратуры и института органов расследования. Так, в 1995 г. была произведена существенная реформа предварительного следствия. Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона, от 6 октября 1995 г. «О специальных государственных органах РК, осуществляющих дознание и следствие» и «Об образовании Государственного следственного комитета РК» (ГСК) был создан новый вневедомственный правоохранительный орган, который взял на себя функции предварительного следствия органов прокуратуры и внутренних дел.
Однако чрезмерная концентрация
в подследственности ГСК
В связи с этим в
целях дальнейшего
В соответствии с этим Указом МВД Республики вновь наделялось правом производства предварительного следствия по делам о преступлениях против собственности, личности и тех видов, которые занимали значительный удельный вес в структуре преступности. На органы ГСК были возложены борьба с экономическими, должностными, воинскими преступлениями, а также особо опасными преступлениями, в частности, организованной преступностью и коррупцией.
Однако впоследствии Указом Президента «О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 5 ноября 1997 г. Государственный следственный комитет был упразднен. Полномочия его по борьбе с организованной преступностью, связанной с коррупцией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, а также контрабандой и наркобизнесом, осуществляемыми преступными сообществами, перешли в Комитет национальной безопасности. Что касается расследования общеуголовной организованной и экономической преступности, то оно было возвращено органам внутренних дел.
Таким образом, прокуратура Казахстана, в отличие от других аналогичных ведомств постсоветских республик, начала функционировать в новых условиях независимости, но без следственного аппарата.
2. Организация
и деятельность органов
2.1 Принципы
организации и деятельности орг
Организация и деятельность прокуратуры, осуществляющей высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, урегулированы Конституцией и Законом «О Прокуратуре», законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также приказами Генерального Прокурора.
В соответствии со ст. 83 Конституции прокуратура - подотчетный Президенту Республики государственный орган, который принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору республики.
Организация и деятельность органов прокуратуры осуществляется в соответствии с принципами единства, централизации, независимости, законности и гласности.
Исходя из указанного принципа, каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за деятельностью подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы подчиненными прокурорами.
Сущность принципа независимости прокурорского надзора состоит в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении своих функциональных обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального Прокурора. Согласно этому принципу прокурор огражден от вмешательства кого бы то ни было в его деятельность, осуществляет ее независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений.
Воздействие в какой-либо форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение (или воспрепятствование его деятельности) влечет установленную законом ответственность. Прокуроры, их заместители и помощники прокуроров не обязаны давать объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, уголовных дел, а также предъявлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке, предусмотренном законом.
Однако независимость органов прокуратуры вовсе не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по укреплению законности прокуроры решают в тесном взаимодействии с местными представительными и исполнительными органами. Принцип независимости прокуратуры имеет государственное и политическое значение, так как лишь при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может выполнять возложенные на нее задачи по осуществлению высшего надзора, укреплению законности в республике.
Одним из важнейших принципов организации и осуществления надзора является принцип законности как необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры, как важнейшее средство укрепления и развития государственности. Законность - правовой фундамент демократического государства.
2.2 Система и структура органов прокуратуры
Прокуратура Казахстана в соответствии со ст. 83 Конституции Республики, ст. ст. 3 и 4 Закона «О Прокуратуре» составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору и от имени государства осуществляющих высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов, указов Президента Республики и иных нормативных правовых актов.
Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.
Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Казахстан призвана обеспечивать слаженную работу всех органов и учреждений прокуратуры по реализации функций прокуратуры.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет и подотчетен Президенту Республики. Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Президентом Республики. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального Прокурора, его первого заместителя и заместителей, а также других руководящих работников органов прокуратуры. Коллегия Генеральной прокуратуры формируется и возглавляется Генеральным Прокурором. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального Прокурора.
Генеральный Прокурор республики и его первый заместитель имеют старших помощников и помощников. Структуру Генеральной прокуратуры составляют департаменты, управления и отделы. Отделы могут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входить в состав департаментов и управлений. В департаментах, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
В составе прокуратуры республики образована также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального Прокурора - Главным военным прокурором и Комитет по правовой статистике и специальным учетам, а также Институт изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры имени С. Ескараева. Органы прокуратуры через подразделения Комитета по правовой статистике и специальным учетам осуществляют формирование правовой статистики и ведение специальных учетов. Институт при Генеральной прокуратуре является государственным учреждением, образованным для научных исследований и повышения квалификации кадров органов прокуратуры.