Профилактика преступлений и правонарушений в системе МВД России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:11, статья

Краткое описание

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности

Вложенные файлы: 1 файл

профилактика статья.docx

— 19.35 Кб (Скачать файл)

                                   

 

Профилактика преступлений и правонарушений

в системе МВД России

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности.

На сегодняшний день предупреждение преступности - главное направление деятельности МВД России в борьбе с этим социально негативным явлением, поэтому проведение исследований различных направлений предупреждения органами внутренних дел преступлений и правонарушений в рамках осуществления единой государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

       Деятельность по предупреждению преступлений и правонарушений должна соответствовать принципам, которые содержатся в международных правовых актах, признанных Российской Федерацией - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка и др. Определенные обязательства в этой сфере следуют из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров.

Конституция Российской Федерации содержит основные принципы, которым должна борьбы с преступностью:

- государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;

- права граждан могут ограничиваться только в случаях, установленных федеральным законом.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; борьба с коррупцией.

Основные задачи МВД России в сфере предупреждения преступлений и правонарушений установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция. Основные приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г.    № 3-ФЗ «О полиции».

 

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики.

В настоящее время разработан Проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», целями которого являются создание в стране единой системы профилактики правонарушений, способствующей минимизации процессов отставания социально-правового контроля преступности от ее количественного и качественного состояния, разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной власти.

С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем как нормативного, так и организационного характера, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов внутренних дел по данному направлению.

Согласно сведениям, изложенным в информационно-аналитической записке к отчету начальника УМВД России  по г. Белгороду на заседании Совета депутатов г. Белгорода по итогам работы УМВД России по г.Белгороду за 9 месяцев 2013 года личным составом УМВД России по г.Белгороду реализован значительный объем мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и борьбе с преступностью. Основными направлениями деятельности полиции являются профилактика правонарушений, предупреждение и раскрытие преступлений.

Необходимо сказать, что к числу причин недостатков в предупредительной деятельности органов внутренних дел следует отнести фактический распад существовавшей ранее и в целом положительно зарекомендовавшей себя общегосударственной и общественной системы социального контроля, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо обоснований и расчетов. При этом взамен ничего нового практически не создано. В результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства.

       

К сожалению, деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений до сих пор слабо обеспечена в правовом отношении: отсутствуют законодательная база государственной системы социальной профилактики, четкая регламентация статуса субъектов и объектов предупредительного воздействия, их прав и обязанностей, санкций за их неисполнение, применяемых мер предупреждения, процессуальных вопросов индивидуального предупреждения и т.п.

Думается, что принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» а, в дальнейшем, и ведомственного нормативного правового акта, соответствующего положениям обновленного федерального законодательства, в полной мере послужат целям повышения эффективности профилактической работы органов внутренних дел.

 

 


Информация о работе Профилактика преступлений и правонарушений в системе МВД России