Государственными наградами
Российской Федерации являются:
звание Героя Российской Федерации;
ордена, медали, знаки отличия Российской
Федерации; почетные звания Российской
Федерации. Основания и порядок
награждения ими регламентируется
Положением о государственных
наградах Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 1 июня 1995
года № 554 , положениями о почетных
званиях, утвержденными Указом
Президента Российской Федерации
от 30 декабря 1995 года № 1341.
Специальные меры поощрения
также разнообразны: досрочное присвоение
специального звания, классного
чина, перевод на государственную
должность более высокой категории
и др.
Меры поощрения, выражая
высокую оценку и одобрение
деятельности государственных служащих,
направлены на повышение эффективности
государственной деятельности.
Главным материальным стимулом
повышения качества труда государственного
служащего является уровень жалованья.
Принцип платности работы в государственных
органах возник как результат
классовой борьбы: могут обходиться
без государственного содержания только
состоятельные люди, а в этом случае
они проводят на государственной
должности интересы имущих классов,
которые могут не совпадать с
интересами бедного населения и
даже государства в целом.
Зарплата является
естественным стимулом государственному
служащему для надлежащего выполнения
им своих обязанностей и для
роста в квалификации и по
службе. Денежное содержание государственного
служащего состоит из должностного
оклада, надбавок к должностному окладу
за квалификационный разряд, особые условия
государственной службы, выслугу лет,
а также премий по результатам работы.
Размер должностного оклада, размеры и
порядок установления надбавок к должностному
окладу государственного служащего определяются
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
Тарификация работ
и присвоение тарифных разрядов
работникам производятся с учетом
единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий
рабочих, единого квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих. Указанные
справочники и порядок их применения
утверждаются в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Тарифная система оплаты
труда работников организаций,
финансируемых из бюджетов всех
уровней, устанавливается на основе
единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы
и являющейся гарантией по
оплате труда работников бюджетной
сферы. Тарифная система оплаты
труда работников других организаций
может определяться коллективными
договорами, соглашениями с учетом
единых тарифно-квалификационных
справочников и государственных
гарантий по оплате труда.
В качестве гарантии
охраны труда и здоровья государственному
служащему устанавливается ежегодный
оплачиваемый отпуск продолжительностью
не менее 30 календарных дней. Для
отдельных категорий государственных
служащих федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации устанавливается ежегодный
оплачиваемый отпуск большей
продолжительности. Сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска государственному
служащему за выслугу лет предоставляется
в порядке и на условиях, определяемых
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации,
дополнительный оплачиваемый отпуск.
Ежегодный оплачиваемый отпуск
и дополнительный оплачиваемый
отпуск суммируются и по желанию
государственного служащего могут
предоставляться по частям. При
этом продолжительность одной
части предоставляемого отпуска
не может быть менее 14 календарных
дней. Государственному служащему может
быть предоставлен отпуск без сохранения
заработной платы на срок не более одного
года, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-СЛУЖЕБНЫХ
ОТНОШЕНИЙ (СПОСОБЫ И ОСНОВАНИЯ)
Государственная служба прекращается
в результате увольнения государственной
служащего на основании и в
порядке, установленных правовыми
актами. Оно возможно по инициативе
самого государственного служащего
и компетентного государственного
органа или должностного лица.
Основания увольнения по инициативе
государственного органа или должностного
лица предусмотрены законодательством
о труде. Дополнительно ряд специфических
основании, обусловленных особенностями
поступления на государственную
службу и ее прохождения, установлен
Законом об основах государственной
службы. Подавляющее большинство
конкретизированных здесь оснований
не связано с отношением государственного
служащего к выполнению им должностных
обязанностей. К ним относятся
увольнение в связи с достижением
пенсионного возраста, установленного
для замещения государственной
должности государственной службы;
прекращением гражданства Российской
Федерации; несоблюдением ограничений,
установленных для государственных
служащих; наличием заболевания, препятствующего
исполнению им должностных обязанностей.
Вместе с тем по
закону основаниями увольнения
являются несоблюдение обязанностей,
установленных для государственных
служащих этим законом; разглашение
сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую законом
тайну. Как было сказано, перечень
обязанностей государственных служащих
дан в этом законе. Характер
этих обязанностей определен
здесь таким образом, что их
несоблюдение может служить общим
основанием для прекращения государственной
службы.
Предельный возраст
нахождения на государственной
службе установлен в 60 лет.
Затем возможно продление уполномоченным
органом или должностным лицом
срока нахождения на государственной
службе, но каждый раз не более
чем на один год. Продление
после достижения 65 лет не допускается.
В дальнейшем государственный
служащий может работать в
государственном органе на условиях
срочного трудового контракта.
Государственно-служебные
отношения прекращаются изданием
полномочным органом или должностным
лицом административного акта
об освобождении государственного
служащего от должности или
его отставке. Типичными основаниями
для прекращения государственной
службы являются достижение пенсионного
возраста, отставка по решению
государственного служащего, отставка
по решению администрации государственного
органа.
Государственная служба
прекращается при увольнении
государственного служащего, в
том числе в связи с выходом
на пенсию. Помимо оснований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о труде, увольнение государственного
служащего может быть осуществлено
по инициативе руководителя государственного
органа в случаях:
1) достижения им предельного
возраста, установленного для замещения
государственной должности государственной
службы;
2) прекращения гражданства
Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей
и ограничений, установленных
для государственного служащего
настоящим Федеральным законом;
4) разглашения сведений,
составляющих государственную и
иную охраняемую законом тайну;
Выход на пенсию
государственного служащего осуществляется
в порядке, установленном федеральным
законом. Предельный возраст для
нахождения на государственной
должности государственной службы
- 60 лет. Допускается продление
нахождения на государственной
службе государственных служащих,
занимающих высшие, главные и
ведущие государственные должности
государственной службы и достигших
предельного для государственной
службы возраста, решением руководителя
соответствующего государственного органа.
Однократное продление срока нахождения
на государственной службе государственного
служащего допускается не более чем на
год.
Продление нахождения
на государственной службе государственного
служащего, достигшего возраста
65 лет, не допускается. После
достижения указанного возраста
он может продолжать работу
в государственных органах на
условиях срочного трудового
договора.
Среди судебных казусов
о прекращении государственный
службы можно привести следующий.
При прекращении государственной
службы в связи с выходом
на пенсию государственный служащий
считается находящимся в отставке
и сохраняет присвоенный ему
квалификационный разряд. В трудовой
книжке производится запись о
последней государственной должности
государственной службы с указанием
«в отставке».
Заключение
Государственная служба тесно
связана с государством. Из вышеизложенного
следует, что это самостоятельный
вид трудовой деятельности, которую
осуществляют люди (государственные
служащие). Эта деятельность осуществляется
профессионально и призвана обеспечить
исполнение полномочий, возложенных
на органы государства.
Государственная служба в
России имеет богатую историю
своего развития и становления. Вехами
этого процесса являются становление
Московского государства с XII по
XV века, образование Российской империи
в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее
совершенствование в течение XIX -
XX веков. В Советский период государственная
служба, как правовой институт продолжала
существовать, однако, его развитию
уделялось недостаточное внимание.
Изменения в нашем обществе
заставили вернуться к прежнему
пониманию государственной службы.
В июле 1995 года принимается закон,
устанавливающий основы государственной
службы. Вторая волна их принятия началась
уже на базе Федерального Закона от
27 мая 2003 года «О системе государственной
службы». В законах о государственной
службе подтверждается единство системы
органов государственной власти
в Российской Федерации. Но общее
во всех законах то, что они в
целом полностью охватывают государственную
службу с ее понятиями, процессуальными
процедурами, определением правового
положения государственных служащих.
Правовое регулирование государственно-служебных
процессов в настоящее время
отстает от темпов развития тенденций
и закономерностей в реформировании
системы государственного управления,
аппарата государства. Государственная
служба представляет собой систему
правоотношений, которые регулируются
не только административно-правовыми
нормами, но и нормами других отраслей
права: международного, конституционного,
муниципального, трудового, финансового,
гражданского, уголовного.
Подводя итоги следует
отметить, продвижение по службе
должно определяться в первую очередь
личными качествами служащего, его
опытом, профессионализмом, компетенцией,
квалификацией, пригодностью к данному
виду службы. Подобрать нужного кандидата
– дело непростое, особенно когда речь
идет о подборе высших должностных лиц.
Для этого приходится тратить немало времени
и средств, необходимо иметь обширную
и объективную информацию о возможных
кандидатах на те или иные должности. Прежде
всего, следует ориентироваться на кадровый
резерв. Кроме того, руководителями государственных
органов, их структурных подразделений
и кадровыми службами должна постоянно
осуществляться работа по выявлению и
других кандидатов. Используются различные
методы: изучение документов о прежней
служебной деятельности кандидата, отчетов,
справок, материалов средств массовой
информации, отзывов сослуживцев, актов
ревизий и инспектирований и т.п. Весьма
желательны и личные беседы с кандидатом.
При этом особенно важно определить качества
кандидата по результатам его практической
работы. Ведь о людях судят не по словам,
а по делам, которые многим очень известны.
Все это в совокупности позволяет составить
объективное мнение о кандидате и сделать
правильный выбор о его будущем. Главное
здесь – объективность, достаточность
информации, непредвзятость, что особенно
важно при подборе кандидатов на руководящие
должности. При подборе последних, кроме
уточнения справочно-библиографических
данных, выявляются способности работать
в условиях перехода к рыночной экономике,
расширения связей со странами СНГ, умения
использовать новые методы управления.
Важно определить и то, как кандидат
знает законодательство в соответствующих
областях будущей деятельности.
Сейчас в государственном
аппарате желательно иметь руководителей
– специалистов с высоким уровнем
общего развития, а не узкопрофилированных
специалистов, хотя и они конечно
нужны. Подбирая молодых, перспективных
кандидатов, нельзя забывать, что наряду
с соответствующим образованием
у них должен быть определенный
опыт работы по специальности. Такие
качества руководителей, как широкий
кругозор, должные моральные устои
и организаторские специальности,
не менее важны, чем знание специфики
той или иной сферы государственного
управления.
В наше время, когда субъекты
Федерации самостоятельно организуют
государственную гражданскую службу,
важно иметь с ними тесные контакты
для выявления кандидатов, которые
достойны выдвижения на федеральный
уровень государственной гражданской
службы. К сожалению, норматаивно-правовая
база, регулирующая порядок прохождения
государственной службы на федеральном,
а следовательно и на региональном
уровне, не совершенна и требует
доработки. Целесообразно дальнейшее
укрепление нормативно-правовой базы
государственной службы следует
развивать по пути повышения правового
статуса органов управления государственной
службой и кадровых служб государственных
органов, установления четких правил,
обеспечивающих увязку должностных
перемещений государственных служащих
с результатами труда, обучения и
использования полученных знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Труханович Л.В. Административное
право России. Конспект лекций, 2002
г.
2. Конституция Российской
Федерации.
3. Комментарий к Конституции
Российской Федерации.– М.: Изд-во
БЕК, 1996 г.
4. Алёхин А.П., Козлов Ю.М.
Административное право Российской
Федерации. – М., 1994 г.
5. Алёхин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. Учебник.
– М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996 г.
6. Агапов А.Б. Административное
право России: Курс лекций. – М.:
Юристъ, 1997 г.
7. Алёхин А.П., Козлов Ю.М.
Административное право Российской
Федерации. – М., 1994 г.
8. Овсянко Д.М. Административное
право: Учебное пособие. – М.:
Юристъ, 1997 г.
9. Бахрах Д.Н. Административное
право. Учебник для вузов. М.1996.
10. Кодекс РФ об административных
правонарушениях и комментарии
к нему.