Референдум в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как на данный момент она является, на мой взгляд, наиболее актуальной.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Латинское слово referendum означает "то, что должно быть сообщено". Родиной референдумов принято считать Швейцарию.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

Референдум по такому сложному вопросу, как принятие Конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, может дать отрицательный результат.

Референдум занимает особое место в политической жизни страны, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Следует отметить, что референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. Важно отметить, что на референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни страны (например, принятие новой Конституции, или отклонение ее путем голосования избирателей на референдуме). Также необходимо подчеркнуть, что одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу (обычно считается, что более высокую, чем закон парламента), ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения.

На референдуме в России в 1993 г. по вопросу о новой Конституции приняли участие 54,8 % зарегистрированных избирателей, из них 58,4 % поддержали проект.[7;132] Таким образом, хотя в некоторых субъектах Федерации против новой Конституции проголосовало большинство населения, она была легализована, стала основным законом, вступила в силу на территории всей страны, в том числе и в тех субъектах, где большинство голосовало против. Одновременно и Конституция, и государственная власть, инициировавшая ее, получили легитимацию.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, мною при написании данной курсовой работы были получены следующие выводы.

Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Однако важно подчеркнуть, что преимущество это – не абсолютное, о нем мы можем говорить лишь при соблюдении определенных условий.

Во-первых, выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для понимания рядового избирателя. Как правило, решение принимаемое путем референдума, – это прежде всего политическое решение, хотя и облачаемое в определенную юридическую форму.

Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий. При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен и довольно сложный законопроект вплоть до проекта Конституции.

 

 

 


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года. М., 2004.
  1. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О референдуме» от 28 июня 2004года N 5-ФКЗ.
  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22 апреля 1995года N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35.
  3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с изм. от 15 декабря 2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7.
  4. Договор «О создании союзного государства». Вступил в силу 26 января 2000года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №7

7 . Постановление Конституционного Суда от 11 июня 2003 г.

Юридическая литература:

  1. Андрева Г., Верещагин А., Старостина И. Двери для референдума приоткрываются? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. №2. С. 173-181.
  2. Комарова В. В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2003. №5. С. 29-35.
  3. Курячая М. М. Соотношение института референдума со смежными институтами непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2004. №4. С. 10-14.
  4. Курячая М. М. Право граждан Российской Федерации на референдум: Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2004.
  5. Комарова В. В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1995.
  6. Кряжков ВА , Краснов МА Толковый словарь конституционных терминов и понятий- М / юридический центр пресс 2004
  7. Катков ДБ Конституционное право России – М: «юриспруденция»1999
  8. Козлова ЕИ/ конституционное право России. Учебник для юридических вузов- М «юрист» 2006
  9. Лучин ВО, Мазуров АВ  Референдум в России/ Конституционно правовое регулирование и практика 2003 с 49
  10. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии 1991. №6, С.14.
  11. Маклаков В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. Учебное пособие. М., 1987
  12. .Пылин В. В. Референдум: проблемы правового регулирования и практика реализации // Правоведение. 2002. №6. С. 68-80.
  13. Синцов В. Г. Референдумы в новейшей истории России // Законодательство и экономика. 2005. №11. С. 94-96.
  14. Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. №2. С.15-20.
  15. Торопнин Н. Факультативный референдум, как институт прямой демократии в странах Совета Европы // Российская юстиция. 1998. №2 С.2-4.
  16. Платковский ВВ Референдум в России  -М 2003, с 120
  17. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998 г. С. 227

6Кряжков ВА , Краснов МА Толковый словарь конституционных терминов и понятий- М / юридический центр пресс 2004

 

 

 


Информация о работе Референдум в Российской Федерации