Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:17, курсовая работа
В процессе работы были поставлены следующие цели:
- рассмотреть основные принципы функционирования и сущность государственной службы;
- выделить основные направления обеспечения эффективности деятельности государственной службы;
- рассмотреть основные составляющие системы управления государственной службой.
12) Государственная служба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как в интересах государственного аппарата, так и в интересах государственных служащих, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется система государственных органов и организация государственной службы.
2. Основы правового положения государственных служащих.
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:
созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
развитием профессиональных качеств государственных служащих;
оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
использованием современных кадровых технологий;
применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен.
Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:
последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;
досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;
сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.
Термин "квалификация" обозначает определение чьей-либо пригодности дня той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений, а слово "разряд" - категория, степень, уровень квалификации. В русском государстве в XVI-XVII веках существовала практика ведения разрядных книг ("разрядов"), в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и царских поручениях отдельным должностным лицам. Первая "Разрядная книга" была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга "Дворцовых разрядов", в которую заносились "повседневные записи" о назначениях и поручениях в придворной службе служилых людей.[16]
Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В русском языке термин "ранг" обозначает степень отличия, чин, звание, разряд, категорию, класс.
В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе. Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в военно-морском флоте России (капитан 1, 2, 3-го-ранга), в рангах дипломатов и служащих ряда других ведомст.
Введение квалификационных разрядов является своеобразным возвратом к российским традициям.
Квалификационный разряд государственного служащего - это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (занимаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам. Квалификационные разряды имеют пять наименований: референт, советник, советник Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации и действительный государственный советник Российской Федерации. В каждой группе разрядов предусматривается три степени градации: 1, 2 и 3-Й класс.[17]
Таким образом, всего квалификационных разрядов 15 (в царской России было 14 классных чинов). Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законодательством вводятся другие квалификационные разряды, воинские, специальные звания, дипломатические ранги и т.п.
Правовой статус государственной должности является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности.
Государственные должности подразделяются на категории "А", "Б" и "В". Понятием "государственные должности категории "А" охватываются должности трех видов. Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности Российской Федерации: Президент Российской Федерации (ст.ст.11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ст.101); заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (ст.101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст.101); заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания (ст.101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст.ст.103, 110); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ст.110); федеральный министр (ст.110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст.128); судья федерального суда (ст.128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст.129); прокурор субъекта Российской Федерации (ст.129); прокурор прокуратуры Российской Федерации (ст.129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст.83); полномочный представитель Президента Российской Федерации (п."к" ст.83); Председатель Счетной палаты (п."г" ч.1 ст.103); заместитель Председателя Счетной палаты (п."и" ч.1 ст.102); аудитор Счетной палаты (п."и" ч.1 ст.102; п."г" ч.1 ст.103); Уполномоченный по правам человека (п."д" ч.1 ст.103). Второй вид государственных должностей категорий "А" составляют должности субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.
Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, замещаются путем назначения для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Это так называемые патронажные государственные должности. К должностям категории "Б", призванным обеспечить полномочия Президента РФ, относятся: Руководитель Администрации Президента РФ, первый помощник Президента РФ, помощник (советник) Президента РФ, управляющий делами Президента РФ, заведующий Канцелярией Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ и т.д. Всего тринадцать государственных должностей. К должностям категории "Б", призванным обеспечить деятельность Совета Федерации Федерального Собрания, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания и его заместителей" относятся: Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания; Руководитель Секретариата Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, его заместитель; Руководитель Секретариата заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, его заместитель; помощник (советник) Председателя Совета Федерации Федерального Собрания; помощник (советник) заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Всего пять государственных должностей.
Особенность в регламентации государственных должностей категории "В" состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих (Часть II), в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов РФ, но учреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности в реализации компетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует отличать учреждение государственных должностей категории "В" и их наименование. Хотя они учреждаются государственным органом самостоятельно (по усмотрению), однако само наименование должности не может быть изменено, поскольку оно установлено Реестром.[18]
Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.
Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.