Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:19, курсовая работа
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в
связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления
должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции
каждой страны.
Введение 3
1. . История местного самоуправления в России. 6
2. Модель местного самоуправления в Федеральном законе от 11
06.10.2003 г. №131-ФЗ
3.Современная модель местного самоуправления в РФ 16
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников
неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень
развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов
выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории,
на которой осуществляется местное самоуправление.
Таким образом, для современной России необходима система органов местного
Самоуправления, самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то
тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических
преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.
Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является
ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в
первую очередь, перед населением.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением призван обеспечить:
1. Эффективность обеспечения
муниципальных образований;
2. Учет и защиту интересов
населения муниципальных
органов местного самоуправления;
3. Тесную связь с органами
и должностными лицами
Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является
законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной
власти в вопросы местного значения. В Уставах муниципальных образований
специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной
собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе
осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать
условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию
муниципальной собственности. Закон закрепляет за органами местного
самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для
осуществления хозяйственной деятельности.
Для современной системы местного самоуправления характерны признаки,
свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе. К
признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к
государственным органам, относятся:
- население местного сообщества
проживает на территории
население муниципального образования является гражданами государства;
- статус местного сообщества устанавливается, гарантируется, защищается
Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов
Федерации;
- местные вопросы решаются
-полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственный)
характер и т.д.
К признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного
самоуправления можно отнести:
- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения,
определение структуры органов муниципального образования;
- органы местного
государственного аппарата;
- наличие муниципальной
Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное самоуправление как
специфическая форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-
государственную природу.
Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно
многообразие черт. Приведенные черты являются основными и позволяют говорить
о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными
организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому
новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в
том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.
В заключение хотелось подвести итог под вышеизложенным материалом, сделать основные выводы.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.
Сегодня оно является
Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода
России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны,
становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из
приоритетных задач государственного строительства.
Условием развития местного самоуправления является наличие общей стратегии
государственного строительства и представлений о роли и месте местного
самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.
Усиление роли государства в отношении муниципальных
образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия
в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в
координации всех процессов государственного строительства, оказывающих
влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от
эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных
образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания
необходимых условий развития местного самоуправления.
Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного
самоуправления (как политического института) к государственной политике в
отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических
целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией -
демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы
взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей
перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов
взаимодействия двух систем власти и управления.
В заключение по данному вопросу можно сказать, что эффективность взаимодействия органов и должностных лиц в значительной степени зависит от принимаемых ими актов. В субъектах Федерации после принятия Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издано немало своих законов и иных актов. Ведь в России насчитывается 1059 городов, 2066 поселков и 155 тысяч сельских населенных пунктов. Если в 20-х годах доля городского населения составляла 20 %, то сегодня около 73 % . Просторы нашей страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере, т.к. приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Местное самоуправление |
Признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. |
2 |
Муниципальный |
Относящийся к местному самоуправлению. |
3 |
Органы местного самоуправления |
Выборные и другие органы,наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в системы органов государственной власти. |
4 |
Городские земли |
Земли населенных пунктов в пределах городской черты. |
5 |
Государственный орган |
Составная часть государственного аппарата, имеющая собственную структуру и наделенные властные полномочиями. |
6 |
Местные налоги |
Налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в местный бюджет и расходуются органами местного самоуправления. |
7 |
Местный бюджет |
Бюджет
административно- |
8 |
Муниципальная собственность |
Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством Российской Федерации - собственность муниципальных образований. |
9 |
Исполнительная власть |
Негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. |
10 |
Муниципальная служба |
Профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. |
11 |
Полномочия органа местного самоуправления |
Права и обязанности этих органов |
12 |
Предметы ведения местного самоуправления |
Круг вопросов в определенной сфере деятельности, в которой органам местного самоуправления устанавливается специальная компетенция |
13 |
Муниципальное предприятие |
Предприятие, средства производства которого находятся в муниципальной собственности |
14 |
Компетенция органа местного самоуправления |
Цели, задачи, функции, права и обязанности органа местного самоуправления. |
15 |
Местные займы |
Совокупность биофизиологических, социально-демографических и социально-ролевых, а также нравственно-психологических, уголовно-правовых и криминологических признаков личности преступника. |
1 |
Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. - М.: РАГС, 1997. |
2 |
Аяиков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века. |
3 |
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.:Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. |
4 |
Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999. |
5 |
Градовский А.Д. История местного самоуправления в России / Собр.соч. – СПб, 1999. |
6 |
Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Конституционное право России. - М.: Новый Юрист, 2000. |
7 |
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция,1999. |
8 |
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М., 1997. |
9 |
Кутафий О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1998. |
10 |
Щтобер Р. Практическое требование и опасности местного самоуправления / Местное самоуправление. Теория и практика. - М.,1995. |
11 |
Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 1997., №1., С.123. |
А |
|