Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 03:37, курсовая работа
Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст.3 Конституции Российской Федерации является многонациональный народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое
положение……………………………………………………………….5
1.1 Понятие, принципы органов исполнительной власти…………….5
1.2 Характерные черты исполнительной власти………………...……6
2. Классификация органов исполнительной власти………………………….8
3. Правительство в системе федеральных органов исполнительной
власти…………………………………………………………………………..10
4. Система федеральных органов исполнительной власти…………………14
4.1 Федеральное министерство………………………………………...15
4.2 Федеральная служба………………………………………………...15
4.3 Федеральное агентство……………………………………………...16
5. Структура федеральных органов исполнительной власти………………..17
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Введение…………………………………………………………
1.Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое
положение………………………………………………………
1.1 Понятие, принципы органов исполнительной власти…………….5
1.2 Характерные черты исполнительной власти………………...……6
2. Классификация органов исполнительной власти………………………….8
3. Правительство в системе
федеральных органов
власти………………………………………………………………
4. Система федеральных
органов исполнительной власти…
4.1 Федеральное министерство………………
4.2 Федеральная служба………………………………
4.3 Федеральное агентство………………………
5. Структура федеральных органов исполнительной власти………………..17
Введение
Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст.3 Конституции Российской Федерации является многонациональный народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.(1)
В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптималь-ной системы органов осуществляющих повседневное государственное управ-ление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом кадровых служащих, как в центре, так и на местах.
Проблемы государственного управления всегда находились в центре внимания юридической науки. Это обусловлено тем, что государственное управление – это большая сфера общественных отношений, касающихся исполнительной деятельности государства. Понятие «государственное управление» получило свое закрепление в документах международного права, в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В данной работе будет рассмотрено соотношение категорий государственного управления и исполнительной власти, система и структура федеральных органов исполнительной власти.
1 См.: Комментарий к Конституции РФ. 2-е изд. М., 1996.С.41-43.
Эти понятия весьма важны потому, что в Конституции Российской Федерации понятие «государственное управление» отсутствует, а закреплен термин «исполнительная власть».
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государствен-ной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обороны страны, безопасности государства, общественной безопасности и т.д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства Российской Федерации является закрепленный в ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В ст.77, 78, 85, 110 и ряде других статей Конституции Российской Федерации говорится о субъективном выражении исполнительной власти, т.е. ее субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация - органах исполнительной власти.
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение
1.1 Понятие принципы органов исполнительной власти
Что же представляет собой исполнительная власть? Прежде всего исполни-тельная власть – это государственная власть, разновидность власти вообще как социального феномена. Вопрос о природе власти является одним из сложней-ших философских вопросов. Тем не менее , в прикладных целях изучения при-роды одной из разновидностей власти можно определить ее как соответствую-щее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся, в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений, в руководящей в данном сообществе воле. Другими словами власть – это возможность одного лица или группы лиц вследствие объективных особенностей социальной организации управлять деятельностью других членов социальной общности.
Исторически государственная власть возникает на основе традиционной власти вождей и старейшин и характеризуется несколькими типичными особенностями, выделяющими ее из различного рода властей:
- государственная власть
осуществляется специально
- государственная власть
опирается на возможность
- государственная власть
организована по
-государственная власть черпает ресурсы для своего существования, как правило, в системе налогов и сборов;
- государственная власть опирается на право как на один из основных инструментов государственного управления.
В настоящее время, закрепленный в Конституции принцип разделения властей привёл к замене старого понятия "органы государственного управления" на новое понятие "исполнительные органы государства", "органы исполнительной власти". Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие. В действующем законодательстве термины "органы исполнительной власти" и "органы государственного управления" используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений. По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - "это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера"(1). Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - "это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность"(2).
1.2. Характерные черты исполнительной власти.
Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. Так Ю.М. Козлов(3), обращаясь к данной теме, приводил определенные черты исполнительной власти:
- исполнительная власть
- исполнительная власть – самостоятельна, но только в функционально - компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
- исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;
- исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле в общегосударственном масштабе;
- исполнительная власть – по своей сути правоприменительная;
- исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение, т.е. выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;
- для исполнительной власти характерно то, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования и др.
Выделяют основные признаки исполнительной власти:
-является органичной и самостоятельной ветвью государственной власти;
-
является проводником
-
подзаконна по своему
-объективирована в виде организованной системы органов исполнительной власти;
-
является исполнительно-
Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присущи только этой ветви власти, и ни одна другая власть не имеет право вторгаться в ее компетенцию.
2. Классификация органов исполнительной власти.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации образована единая система исполнительной власти, включающая в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, кроме того, имеются исполнительные органы местного самоуправления.
Ввиду многообразия органы исполнительной власти можно классифици-ровать по ряду признаков.
В связи со степенью централизации в Российском федеративном государстве можно выделить централизованные или органы федерального управления и децентрализованные или органы совместного (федерально-регионального) управления.
В зависимости от компетенции выделяют органы общей компетенции, которые могут решать практически любые вопросы государственного управления (Правительство Российской Федерации и администрации).
Органы отраслевой компетенции обеспечивают специализированное управление определенной частью однородных предприятий, учреждений, организаций (например, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).
Органы межотраслевой компетенции отвечают за состояние и развитие порученной им сферы управления (например, Министерство регионального развития Российской Федерации).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работы (например, территориальные органы федеральных министерств).
По организационно-правовым формам различаются:
-правительства;
-советы министров, имеющие статус правительства;
-министерства;
-государственные комитеты;
-комитеты;
-комиссии;
-службы;
-агентства;
-
главные управления и
-надзоры;
-департаменты;
-администрации (мэрии);
-отделы;
-другие органы , весьма разнообразные по их организационно-правовым формам.
Таким образом , органы исполнительной власти в Российской Федерации включают в себя Правительство РФ – высший исполнительный орган государ-ственной власти Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация принадлежащих этим органам юридически-властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распоряди-тельная стороны взаимно обусловлены.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конститу-ции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполни-тельной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
3. Правительство в системе федеральных органов
исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Россий-ской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. В своей деятельности оно руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Возглавляемая Правительством система исполнительной власти ориентиро-вана прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов. Это законы и решения, принимаемые законодательным и представительным орга-ном Российской Федерации – Федеральным Собранием, указы Президента Российской Федерации, решения референдумов, а также нормативные право-вые акты субъектов РФ. Основная функция исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законно-дательной ветвью власти.
Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти