Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:26, контрольная работа
Административным правом защищаются не только общеобязательные правила, но и некоторые нормы, установленные в федеральных законах и законах субъектов РФ, которые предусматривают ответственность за их нарушение. Например, ст. 36 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривается ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ с целью повлиять на его решение и воспрепятствовать его деятельности в иной форме4. На этом основании в КоАП РФ была установлена административная ответственность за подобные действия (ст. 17.2).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и признаки административного правонарушения. 5
1.1. Понятие административного правонарушения. 5
1.2.Признаки административного правонарушения 5
2. Состав административного правонарушения 8
2.1. Понятие состава административного правонарушения 8
2.2. Объект административного правонарушения 9
2.3. Объективная сторона административного правонарушения 11
2.4. Субъект административного правонарушения 12
2.5. Субъективная сторона административного правонарушения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список нормативных актов и использованной литературы 20
Однако не всегда совершение
административного
Содержание объективной
стороны административного
Наличие объективной
стороны административного
Субъектами административного правонарушения, согласно КоАП РФ (ст. 1), являются физические и юридические лица.
Применительно к физическим
лицам общим субъектом
В каждом отдельном случае вопрос о вменяемости физического лица решается экспертами-психологами, которые устанавливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица или отсутствие такового и уведомляют о результатах проведенной экспертизы орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. Последний решает вопрос о том, подлежит ли данное лицо административной ответственности.
Таким образом, вменяемость,
наряду с таким признаком, как
достижение определенного законом возраста
К специальным субъектам относятся должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Особым субъектом
Законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности в применении административной ответственности в отношении должностных лиц. Она заключается в том, что должностные лица несут ответственность не только за свои действия, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих правила в связи с их деятельностью на предприятии, учреждении, организации.
В КоАП РФ (примечание к
ст. 2.4) впервые дано понятие должностного
лица. Под ним понимаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти, т.е. наделенные
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
от них в служебной зависимости. К ним
относятся также лица, выполняющие организационно-
Субъектами административной
ответственности являются и юридические
лица, под которыми понимается организация,
имеющая в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ, юридические лица несут административную ответственность по многим видам правонарушений в различных сферах общественных отношений, например, в сфере предпринимательской деятельности, охраны окружающей природной среды, избирательных прав граждан и др.
Основной мерой наказаний в отношении юридических лиц установлен административный штраф в размерах, превышающих размер санкций, налагаемых на граждан и должностных лиц. Целью привлечения к административной ответственности юридических лиц является не только наказание их за противоправные действия, но предупреждение совершения новых правонарушений этими лицами.
Субъективная сторона
Умысел налицо, если субъект
административного
В статьях КоАП РФ ряд составов административных правонарушений прямо указывают, что ответственность за конкретное деяние наступает лишь при наличии умышленной формы вины (например, ст. 5.14 – умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму, ст. 19.2 – умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) и др.).13
Об умышленной форме
вины свидетельствуют и такие
слова, включенные в описание состава
административного
Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (по легкомыслию) либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть (по небрежности). В КоАП РФ мало статей, в которых бы указывалось, что данное правонарушение может быть совершено только по неосторожности. Например, в ст. 7.26 КоАП РФ говорится о небрежном хранении пользователем материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшим утрату таких материалов и данных. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется неосторожной виной в виде небрежного хранения материалов и данных.
Иногда КоАП РФ, формулируя конкретные составы административных правонарушений, допускает обе формы вины за их совершение, например, за разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13)14. при этом подобные действия, совершенные по неосторожности, служат основанием для назначения менее строгого наказания, чем те же действия, совершенные умышленно.
Следует отличать административное правонарушение от невиновного причинения вреда. Так, деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать антиобщественного характера своих действий либо не предвидело возможности наступления таких последствий и не могло их предвидеть. Деяние признается совершенным невиновно и в том случае, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. По общему правилу, невиновное причинение вреда не является административным правонарушением и не подлежит ответственности.
Вина юридического лица определяется в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ. Основанием для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения является положение о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. К таким лицам относятся сотрудники (должностные лица) юридического лица, которые обязаны обеспечивать соблюдение, например, соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных правил и других правил. Равным образом привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридических лиц.
Субъективную сторону могут характеризовать также мотив и цель правонарушения. Мотив – это причина, побуждающего виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей. Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный, совершая административное правонарушение. Данные признаки учитываются при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.
В данной работе рассмотрен такой вид юридической ответственности, как административная ответственность, которая предполагает наказание за совершение административных правонарушений.
Понятие, признаки, а также юридический состав административного правонарушения помогает отделить этот вид ответственности от других, предусмотренных Российским законодательством, в частности от уголовной ответственности.
Большинство правовых предписаний не столь серьезны, чтобы привлекать человека к уголовной ответственности. Поэтому очень важно разграничить понятия преступления и административного правонарушения. Главное проявление целесообразности в этом вопросе – индивидуализация кары и экономия репрессий.
Законодатель обязывает
1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
2 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
3 СЗ РФ. 2003. № 20. Ст. 1897.
4 ФКЗ-№1 от 26 февраля 1997 г ст.36«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
5 Кодекс РФ об административных правонарушениях. Норма. М.: 2005
6 Ломакина В.Ф. Административное право Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2005
7 Ломакина В.Ф. Административное право Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2005
8 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Норма М.: 2004.
9 КоАП РФ ст. 14.7 «Обман потребителя»
10 ст. 7.1 КОАП РФ «Самовольное занятиме земельного участка »
11 Ст. 10.12 КОАП РФ «нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений»