Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:54, реферат
Нормативное регулирование определяет в отношениях «человек к явлениям природы» и «человек к человеку» естественный и социальный порядок в условиях взаимодействия множественных факторов. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы нормативного регулирования. В этом случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Определить место и роль правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
Введение…………………………………………………………………2
1. Социальные нормы: понятие, признаки, классификация………….4
2. Соотношения права и других социальных норм…………………...9
3. Соотношения права и морали………………………………………16
Заключение…………………………………………………………… 23
Список используемой литературы…………………………………… 24
1 Маранов Р.А. Дискриминация по религиозному признаку: формы проявления. «Религия и право» № 2, 2008
государство гарантирует защиту законной
деятельности религиозных объединений,
оставаясь при этом в вопросах
свободы вероисповедания в
Свобода вероисповедания означает
право человека на выбор религиозного
учения и беспрепятственное
Религиозным объединениям может предоставляться
статус юридического лица. Они вправе
иметь храмы, молитвенные дома, учебные
заведения, культовое и другое имущество,
необходимое для религиозных
целей. Нормы, содержащиеся в уставах
соответствующих юридических
Не смотря на свободу вероисповедания, УК РФ преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Имеются в виду секты и объединения, действующие нелегально в стране.
Стоит также отметить, есть религиозные праздники, которые официально признаны государством с учетом исторических традиций. Но сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.
Взаимоотношения между церковью и
государством во многом определяются
уровнем социально-
Соотношение права и обычаев.
В системе неправовых социальных норм важное место занимают обычаи. Под обычаем понимают традиционно установившиеся правила общественного поведения. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизни. Обычаи формируются в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами лиц.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды и прочее. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия.
Сегодня говорят о взаимодействии
права и обычаев, которое рассматривается
преимущественно как «
1. Юридические нормы
2. Юридические нормы могут
3. Юридические нормы безразличны
к действующим обычаям. Таких
обычаев большинство и связаны
они главным образом с
На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается других обычаев, называемых правовыми, то они как все иные правовые акты обеспечиваются государственным принуждением.
Р. Давид, завершая свой краткий обзор о правовом обычае как источнике права, писал: «Более точным представление о роли обычая станет тогда, когда возродят традицию и перестанут отождествлять право и закон. Если понимать закон лишь как одно из средств (главное в наши дни) для выражения права, то ничто не мешает признанию наряду с законодательными актами полезности других источников. И среди этих последних важное место займет обычай: естественно и даже необходимо учитывать обычное поведение людей, чтобы установить то, что объективно считается в обществе справедливым».[2]
1 Корельский В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М, 1998. С.254 2 Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1992. №1
Нужно сказать, что следует отличать деловой обычай от правового обычая (обычного права), хотя грань эта иногда весьма условна. Деловой обычай, деловое обыкновение - это та складывающаяся и повторяющаяся хозяйственная, управленческая, бытовая и иная практика, которая в силу привычки, повторяемости приобретает постепенно регулятивное значение.[1] Например, когда деловой обычай приобретает правовую защиту (на него ссылаются в суде, на нем суд основывает свое решение и т.д.), он становится правовым обычаем. Но хочется подчеркнуть, что и в своем «внеправовом» бытии деловой обычай и сейчас в нормативной системе общества занимает весьма существенное место и вовсе не отмирает, как полагают некоторые ученые - юристы.
Деловые обычаи тоже подвержены воздействию других регуляторов, формируются под их влиянием.
Таким образом, независимо от формы и содержания, а также особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются во взаимосвязи и взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе важную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как составной элемент единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.
Право и социально - технические нормы.
Весьма важными и
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М, 2000. С.190
Социальные нормы при всем своем многообразии обладают общей чертой - они регулируют общественные отношения типа «человек - человек». Технические нормы, хотя и создаются человеком, выражаются в формуле «человек - машина».
Технические нормы всегда рассматривались
вне системы правового
По мнению А. Ф. Черданцева, подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами. Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает».[1]
Технические нормы различаются и по своему содержанию. Одни адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, вторые - производственные и строительные - адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций (квоты, объемы, отчетность и т.п.)
1 Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права.- М.,2004. С.184
Технико - юридические нормы приобретают все большую значимость в нашей жизни. С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Принятие этого документа вызвало у большинства российских служащих, разработчиков и производителей немало вопросов. Заведующий отделом административного законодательства Института А.Ф. Ноздрачев отметил необходимость решения проблемы четкого законодательного регулирования технических регламентов и предложил общие технические регламенты принять в форме закона, а специальные - урегулировать нормативно-правовыми актами. Еремина О. Ю. изучив данную проблему, делает вывод о том, что для обеспечения проведения реформы технического регулирования потребуется не только разработка и принятие технических регламентов, но и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих разработку и принятие технических регламентов, учитывая специфику предмета правового регулирования. Возможны как рекомендательные акты, разъясняющие порядок разработки проектов федеральных законов о технических регламентах, изложение текста технического регламента, построение структуры технического регламента и т. д., так и нормативные акты по вопросам подготовки концепций и технического задания на разработку проектов, рассмотрения технического регламента в Федеральном Собрании РФ, экспертизе технического регламента, внесения в него изменений и т.д. [1]
Мордовец А.С. и Синюков В.Н. рассматривают соотношение технико-юридических и правовых норм в рамках трех подходов:
1. Субъект действует в четком
соответствии с предписанием
технической нормы. В этом
2. Субъект нарушает требования
технической нормы, причиняя
1 Еремина О.Ю.. Новый этап в технико-юридическом регулировании. //"Журнал российского права", № 2, 2006 г.
этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение
не затрагивает.
3. Нарушение технической нормы
повлекло за собой наступление
социально - вредных последствий.
В этом случае к нарушителю
применяется мера юридической
ответственности,
Проблема «технических норм», роли
права в их утверждении и функционировании
требуют дополнительного
3. Соотношение права и морали
Среди многообразия социальных норм, существующих в каждом обществе, особое место занимают нормы морали. Что они представляют собой и как соотносятся с нормами права?
Если исходить из общего определения морали, то мораль (лат. moralis касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и
1 Мордовец А. С., Синюков В. Н.. Теория государства и права. - М.,2005. С.214
ненормальностью, милосердием и жестокостью. В традициях этики мораль характеризуется посредством своеобразного двойного отношения. С одной стороны, она рассматривается сквозь призму трансцендентальности. С другой стороны, в повседневности мораль воспринимается как «инструмент» ограничения страстей в общепринятых рамках. Ветхий завет и христианство предали этому двойному отношению, двойной заповеди любви, самое наглядное выражение: люби Господа от своего сердца и своего ближнего как самого себя.[1]
Являясь видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации. Между этими нормами происходит как взаимодействие, так и отделение друг от друга.
Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер. Это означает, что помощью ее норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом. Все иные связи и действия индивидов, которые не затрагивают интересы других людей, нравственно безразличны или, точнее, нравственно нейтральны. Это касается также внутреннего мира человека и отношения его к самому себе.
Также следует сказать о том, что многие люди различают мораль и нравственность. «Мораль - это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову "приличия". Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек