Социальные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

Нормативное регулирование определяет в отношениях «человек к явлениям природы» и «человек к человеку» естественный и социальный порядок в условиях взаимодействия множественных факторов. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы нормативного регулирования. В этом случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Определить место и роль правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Социальные нормы: понятие, признаки, классификация………….4
2. Соотношения права и других социальных норм…………………...9
3. Соотношения права и морали………………………………………16
Заключение…………………………………………………………… 23
Список используемой литературы…………………………………… 24

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

1 Маранов Р.А. Дискриминация по религиозному признаку: формы проявления. «Религия и право» № 2, 2008

государство гарантирует защиту законной деятельности религиозных объединений, оставаясь при этом в вопросах свободы вероисповедания в нейтральной  позиции. Например, в ст.28 Конституции  Российской Федерации провозглашается: «Каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними».

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление  культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким  образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право  человека, равнозначным является понятие  свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать  вероучение. Однако в обиходе очень  часто все указанные термины  употребляются как идентичные.

Религиозным объединениям может предоставляться  статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные  заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных  целей. Нормы, содержащиеся в уставах  соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и  дееспособность, имеют юридический  характер.

Не смотря на свободу вероисповедания, УК РФ преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена  с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Имеются в виду секты  и объединения, действующие нелегально в стране.

Стоит также отметить, есть религиозные  праздники, которые официально признаны государством с учетом исторических традиций. Но сложность заключается  в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.

Взаимоотношения между церковью и  государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Религия  рассматривается в качестве регулятивно - охранительной системы корпоративного характера. А религиозные нормы  не являются общеобязательными и  осуществляют воздействие лишь на представителей различных конфессий.

Соотношение права и обычаев.

В системе неправовых социальных норм важное место занимают обычаи. Под обычаем понимают традиционно установившиеся правила общественного поведения. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизни. Обычаи формируются в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами лиц.

Исторически обычаи относятся к  числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные  системы современных обществ  такого перехода обычаев в юридические  нормы уже фактически не знают.

Соблюдение норм, содержащихся в  обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды и прочее. По мере развития общества и становления  государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия.

Сегодня говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается  преимущественно как «отношение»  юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение»  сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают  обычаи, полезные с точки зрения  общества и государства, создают  условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить  вытеснению вредных с точки  зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны  к действующим обычаям. Таких  обычаев большинство и связаны  они главным образом с межличностными  отношениями, бытовым поведением  людей.[1]

На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера  или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости  мерами общественного воздействия. Что же касается других обычаев, называемых правовыми, то они как все иные правовые акты обеспечиваются государственным  принуждением.

Р. Давид, завершая свой краткий обзор  о правовом обычае как источнике  права, писал: «Более точным представление  о роли обычая станет тогда, когда  возродят традицию и перестанут отождествлять  право и закон. Если понимать закон  лишь как одно из средств (главное  в наши дни) для выражения права, то ничто не мешает признанию наряду с законодательными актами полезности других источников. И среди этих последних важное место займет обычай: естественно и даже необходимо учитывать  обычное поведение людей, чтобы  установить то, что объективно считается  в обществе справедливым».[2]

1 Корельский В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М, 1998. С.254                         2 Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1992. №1

Нужно сказать, что следует отличать деловой обычай от правового обычая (обычного права), хотя грань эта  иногда весьма условна. Деловой обычай, деловое обыкновение - это та складывающаяся и повторяющаяся хозяйственная, управленческая, бытовая и иная практика, которая в силу привычки, повторяемости  приобретает постепенно регулятивное значение.[1] Например, когда деловой обычай приобретает правовую защиту (на него ссылаются в суде, на нем суд основывает свое решение и т.д.), он становится правовым обычаем. Но хочется подчеркнуть, что и в своем «внеправовом» бытии деловой обычай и сейчас в нормативной системе общества занимает весьма существенное место и вовсе не отмирает, как полагают некоторые ученые - юристы.

Деловые обычаи тоже подвержены воздействию  других регуляторов, формируются под  их влиянием.

Таким образом, независимо от формы  и содержания, а также особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются во взаимосвязи  и взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе важную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает  как составной элемент единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих  в обществе на том или ином этапе  его развития.

Право и социально - технические  нормы.

Весьма важными и своеобразными  в рамках нормативной системы  являются юридико-технический и  нормативно-технический регуляторы. И в этой связи следует указать  на коренное отличие социальных норм от технических. Социальные нормы регулируют отношения людей и их коллективных образований между собой, технические нормы определяют отношение человека к технике (например, это могут быть инструкции о том, как задействовать ту или иную «технику», как пользоваться этой «техникой»).

1 Венгеров А.Б.  Теория государства и права. - М, 2000. С.190 

Социальные нормы при всем своем  многообразии обладают общей чертой - они регулируют общественные отношения  типа «человек - человек». Технические  нормы, хотя и создаются человеком, выражаются в формуле «человек - машина».

Технические нормы всегда рассматривались  вне системы правового регулирования  ввиду необычности субъектов  и объектов соответствующих отношений. Новые условия экономического и  научного - технического развития настоятельно требуют открыть двери храма  классического права для новых  участников.

По мнению А. Ф. Черданцева, подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами. Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает».[1] 

 Технические нормы различаются и по своему содержанию. Одни адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, вторые - производственные и строительные - адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций (квоты, объемы, отчетность и т.п.)

1 Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права.- М.,2004. С.184

Технико - юридические нормы приобретают все большую значимость в нашей жизни. С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Принятие этого документа вызвало у большинства российских служащих, разработчиков и производителей немало вопросов. Заведующий отделом административного законодательства Института А.Ф. Ноздрачев отметил необходимость решения проблемы четкого законодательного регулирования технических регламентов и предложил общие технические регламенты принять в форме закона, а специальные - урегулировать нормативно-правовыми актами. Еремина О. Ю. изучив данную проблему, делает вывод о том, что для обеспечения проведения реформы технического регулирования потребуется не только разработка и принятие технических регламентов, но и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих разработку и принятие технических регламентов, учитывая специфику предмета правового регулирования. Возможны как рекомендательные акты, разъясняющие порядок разработки проектов федеральных законов о технических регламентах, изложение текста технического регламента, построение структуры технического регламента и т. д., так и нормативные акты по вопросам подготовки концепций и технического задания на разработку проектов, рассмотрения технического регламента в Федеральном Собрании РФ, экспертизе технического регламента, внесения в него изменений и                  т.д. [1]

Мордовец А.С. и Синюков В.Н. рассматривают соотношение технико-юридических и правовых норм в рамках трех подходов:

1. Субъект действует в четком  соответствии с предписанием  технической нормы. В этом случае  правовая норма бездействует  либо отсутствует.

2. Субъект нарушает требования  технической нормы, причиняя при

1 Еремина О.Ю.. Новый этап в технико-юридическом регулировании. //"Журнал российского права", № 2, 2006 г.

этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение

не затрагивает.

3. Нарушение технической нормы  повлекло за собой наступление  социально - вредных последствий.  В этом случае к нарушителю  применяется мера юридической  ответственности, предусмотренная  санкцией соответствующей нормы  права.[1]  Исходя из этих трех подходов, можно сделать вывод о том, что технико-юридические нормы выполняют в правовом регулировании дополнительную роль, их обязательность опирается на силу санкций других правовых норм.

Проблема «технических норм», роли права в их утверждении и функционировании требуют дополнительного изучения. Её актуальность предъявляет требования к правоведам и разработке юридических  средств гуманизации труда, техники и технологии, сферы охраны окружающей среды, в обеспечении здоровых условий жизни человека. И всё таки, как же квалифицировать эти нормы? Суть в том, что данные нормы затрагивают не только технику, а также человека и животных. Я соглашусь с мнением ученых, что нормы можно назвать по типу технико-правовых естественно - правовыми.

3. Соотношение права и морали

Среди многообразия социальных норм, существующих в каждом обществе, особое место занимают нормы морали. Что  они представляют собой и как  соотносятся с нормами права?

Если исходить из общего определения морали, то мораль (лат. moralis касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и

1 Мордовец А. С., Синюков В. Н.. Теория государства и права. - М.,2005. С.214

ненормальностью, милосердием и  жестокостью. В традициях этики мораль характеризуется посредством своеобразного двойного отношения. С одной стороны, она рассматривается сквозь призму трансцендентальности. С другой стороны, в повседневности мораль воспринимается как «инструмент» ограничения страстей в общепринятых рамках. Ветхий завет и христианство предали этому двойному отношению, двойной заповеди любви, самое наглядное выражение: люби Господа от своего сердца и своего ближнего как самого себя.[1]

Являясь видами социальных норм, право  и мораль обладают общими чертами, которые  присущи всем социальным нормам: общие  правила, возникающие в связи  с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и  характеру социальной организации. Между этими нормами происходит как взаимодействие, так и отделение  друг от друга.

Мораль, как и право, всегда имела  и имеет социальный характер. Это  означает, что помощью ее норм регулируются такие отношения и связи, которые  возникают между людьми, а также  между человеком и обществом. Все иные связи и действия индивидов, которые не затрагивают интересы других людей, нравственно безразличны  или, точнее, нравственно нейтральны. Это касается также внутреннего  мира человека и отношения его  к самому себе.

Также следует сказать о том, что многие люди различают мораль и нравственность. «Мораль - это сумма  установившихся в обществе неписаных  нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову "приличия". Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек

Информация о работе Социальные нормы