Способы изменения Конституции РФ и практика их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1. Положением о выборах в Санкт-Петербургское городское Собрание было установлено, что депутатом может быть избран гражданин РФ постоянно, не менее пяти лет, проживающий на территории этого города. По жалобе одного из избирателей Санкт-Петербургский городской суд признал эту норму Положения незаконной. Почему?Задача 2. Мать несовершеннолетнего Кузнецова входила в секту Свидетели Иеговы. По совету руководителя секты она отказалась дать согласие на операцию своего ребёнка. Без данной операции здоровье ребёнка ухудшалось, его жизнь была в опасности. Можно ли по решению органов опеки и попечительства отобрать ребёнка у матери? Будет ли соответствовать такая акция Конституции РФ?

Содержание

Способы изменения Конституции РФ и практика их реализации…......3
Задача 1………………………………………………………………………..10
Задача 2………………………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

КР по конституционному праву!!!.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

Контрольная работа 

Вариант 3 

Учебная дисциплина:

Конституционное право

 

Вопрос: Способы изменения Конституции РФ и практика их реализации.

Задача 1. Задача 2.

 

Выполнила:

студентка 2 курса, 212 группы

заочного отделения,

специальности “Юриспруденция”

Кудинова Мария  Александровна

 

Проверила: Иванова М.И.

 

Саратов – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Способы изменения Конституции РФ и практика их реализации…......3
  2. Задача 1………………………………………………………………………..10
  3. Задача 2………………………………………………………………………..11

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Способы  изменения Конституции РФ и  практика их реализации.

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. Также, является основой государственности, юридическим документом законности и правопорядка. Именно в этом качестве конституция составляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов, основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами [1].

Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в правовой системе  современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно  отличают следующие черты:

  • особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
  • учредительный, первичный характер конституционных установлений;
  • всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер

________________

[1] Лысенко В.Н. Развитие  Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) //Государство и право //  № 8, 1997.

 

  • общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
  • особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны [2].

Порядок принятия Конституции  РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования  по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г.

В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ [3].

Положение о всенародном  голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно осуществлялось.

Вторая группа охватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливала порядок проведения всенародного голосования.

В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:

  • возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;
  • наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;
  • определение порядка и сроков проведения агитации;
  • установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.

____________________

[2] Основы государства  и права. Учебное пособие. Под  общей редакцией

С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1996.

[3] Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации"

Систему избирательных  комиссий, на которых были возложены  функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Центральная избирательная  комиссия была призвана:

  • давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;
  • рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;
  • в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;
  • осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;
  • распределять выделенные из бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;
  • рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;
  • устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати [4].

В силу самой природы  конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции  всегда вызывается весьма существенными  переменами в жизни общества. Изменения в ней должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Советские конституции  закрепляли достаточно простой порядок  их изменения, устанавливая   для этого лишь   квалифицированное большинство

_______________________

[4] Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" ст. 9.

 

голосов депутатов высшего  представительного органа.

Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов РФ. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов России.

Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию РФ было внесено за короткий период около 350 поправок.

Прежде всего, Конституция 1993 г. применяет новую терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней.

Посвященная этому глава 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит всего четыре статьи (ст.134-137 Конституции РФ).

Изменения в Конституцию РФ вносятся поправками. Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого - либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам ст.108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3 - 8. В общем, эти  главы основываются на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений в гл. 136

порядок внесения поправок в гл. 3 - 8 Конституции относиться только к таким поправкам, которые  не затрагивают текст гл. 1,2 и 9.

Принятие поправок Конституции происходит по этапам:

  1. В Государственную Думу вноситься предложение о внесении поправок;
  2. Направление предложения в комитет по вопросам конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»;
  3. Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях. Закон считается принятым если за него проголосовало не менее 2/3 от общего состава Государственной Думы. Далее направляется в Совет Федерации, где проект может быть одобрен не менее 3/4 общего состава членов Совета. Так же предусмотрена возможность в случае отклонения проекта Советом Федерации создать согласительную комиссию палат Федерального Собрания;
  4. После принятия проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный проект не менее 2/3 субъектов РФ, затем направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им и официально публикуется им, официально публикуется, и вноситься в текст Конституции.

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в  силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал процедуры  рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными органами субъектов Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия.[5] Конституции РФ гласит, что изменения в    ________________________

[5] ч.1 ст.137 Конституции  РФ

 

Конституцию РФ, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса действующего субъекта Федерации, вносится на основании федеральных конституционных законов [6]. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов установлены Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Следует учесть, что подобные изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих  регулирующее значение.

Что касается изменения наименования субъекта, то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта. По запросу Государственной Думы о толковании Конституционный Суд РФ в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.

За 20 лет действия Конституции было принято в соответствии со ст. 136 лишь два закона о поправке к Конституции: «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» и «Об измени срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы».

В 2013 году 7 октября президент РФ Путин В.В. внёс в Государственную думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Экспертами были высказаны различные мнения по данной инициативе. Впервые идея объединения судов была озвучена Путиным В.В. 21 июня 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме.

1.3. Реализация Конституции РФ.

Реализация Конституции  – процесс воплощения конституционных  норм (предписаний) во всех сферах жизни  общества, при этом участниками этого  процесса выступают практически  все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Формы реализации конституции.

  1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

Информация о работе Способы изменения Конституции РФ и практика их реализации