Стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:08, реферат

Краткое описание

В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.). Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечён к административной ответственности, рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема работы: "Стадии административного  процесса".

Административный процесс  принято понимать как административно-процессуальную деятельность в отличие от административно-процессуального  права, представляющего собой систему  норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Анализ сущности и особенностей административного процесса есть предпосылка  формирования правильного и всестороннего  представления об административно-процессуальном праве.

В общем смысле процесс  можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых  для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный  процесс и т.п.).

Административный процесс  представляет собой совокупность последовательно  совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены  на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть  последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в  сравнении с общими задачами имеет  свои особенности, касающиеся сторон этого  процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых  процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении  административного взыскания.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному  взысканию и ни один невиновный не был привлечён к административной ответственности, рассмотрение стадий административного процесса; выявление  основных проблем в административном процессе.

 

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА

 

Важную роль в борьбе с  правонарушениями играет административный (административно-деликтный) процесс – производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о понятии и  сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. Существуют различные точки зрения на границы и объём административного  процесса [3, с. 20].

Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают  различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при  этом также имеет место процесс.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с  деятельностью судебных органов  по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и  прочих дел (уголовный и гражданский  процесс). Однако в подобном понимании  процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное  содержание функций правосудия. При  рассмотрении подобных дел суд реагирует  на отклонения от требований материального  права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих  правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного  характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она  не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают  административному процессу своеобразную окраску [11, с. 43].

С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением  реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно  рассматривать в качестве административного  процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в целях достижения определенных юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих  правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя  государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного  характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм [20, с. 17].

Налицо, таким образом, два  направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса [5, с. 243].

Первый подход возник в 60-е  годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного  процесса можно назвать В.Н. Протасова  и его единомышленников. Суть этого  подхода заключается в том, что  под административным процессом  предлагается понимать только деятельность по применению мер административного  принуждения. Исходя из этой позиции даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. По мнению В. Н. Протасова, административный процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В. Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материально процедуры. При этом автор не формулирует чёткого понятия юридической процедуры, но лишь констатирует её признаки.

Второй подход к определению  административного процесса состоит  в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению  принуждения, включаются та к называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.

Таким образом, административный процесс (в широком смысле) – это  процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы её осуществления. Сторонниками второго подхода к  определению понятии административного процесса является В. М. Горшенёв и его единомышленники [7, с. 198].

Большая часть ученых-административистов, рассматривая эти два подхода к пониманию административного процесса, признают право на существование каждого из них. С фактической стороны, действительно, отождествление управленческой деятельности с процессуальной деятельностью оправданно. Однако действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. К тому же существующий нормативно-правовой материал крайне разрознен. В большинстве случаев отсутствуют единые правила совершения таких действий, а если они есть, то формулируются применительно к конкретным действиям конкретных органов, содержатся в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что прочных оснований для широкого понимания административного процесса не имеется, а административно-процессуальное законодательство в совершенном и универсальном виде отсутствует[4, с. 336].

Многообразие и специфика  индивидуальных дел, разрешаемых в  ходе административного процесса, обуславливают  его сложную структуру. Этим административный процесс существенно отличается от судопроизводства. В зависимости  от функций, выполняемых административными  органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное  регулирование или административно-правовая охрана и защита), представляется возможным  выделить два крупных вида административного  процесса: административно-распорядительный и административно-охранительный.

Административно-распорядительный процесс представляет собой урегулированную  административно-процессуальными нормами  деятельность по разрешению индивидуальных юридических дел, осуществляемую в пределах своей компетенции и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел, на основе соответствующих материальных норм различных отраслей права [9, с. 20].

Административно-охранительный  процесс как урегулированную  административно-процессуальными нормами  деятельность компетентных административных органов по разрешению индивидуальных юридических лиц, обеспечением безопасности государства и общества, правопорядка, представляется возможным подразделить на два вида: административно-принудительный и административно-защитный процессы.

Админстративно-принудительный процесс – деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определённых физических и юридических лиц мер административного ограничения и принуждения в целях обеспечения надлежащего правопорядка, безопасности государства и общества.

Административно-защитный процесс  – урегулированная административно-процессуальными  нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению жалоб физических и юридических  лиц на действия (бездействие) и решения  нижестоящих в порядке подчинённости  или поднадзорных им административных органов (должностных лиц), лиц, выполняющих  функции управления в коммерческих и некоммерческих организациях, а  также по разрешению подведомственных им споров (разногласий) между административными  органами, физическими и (или) юридическими лицами, деятельность, осуществляемая в целях правовой защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых субъективных прав и свобод участников этих дел [13, с.48].

 

2. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА

 

Административно-процессуальная деятельность осуществляется в определённом порядке, поэтапно. Такие этапы процессуальной деятельности в правовой науке называют стадиями. Каждая стадия – это совокупность процессуальных действий, имеющих самостоятельный  характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников процесса, совершением разного рода действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог на данном этапе. В то же время, несмотря на самостоятельность  каждой стадии, они подчинены решению  общей задачи административного  процесса и тесно связаны между  собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

В целом административный процесс имеет несомненное сходство с уголовным процессом, однако, процедура  рассмотрения административных дел  более упрощённая [19, с. 221].

В науке административное право разные учёные выделяют разное количество стадий. Например, А. Крамник  выделяет 3 стадии: первая делиться ещё  на 3 [10, с. 28], Тагунов, Забелов – 4 стадии [19, с. 223], а по процессуально-исполнительному кодексу об административных правонарушениях – 5 стадий. Рассмотрим стадии административного процесса по ПИКоАП.

Итак, стадиями административного  процесса по законодательству являются:

Возбуждение дела об административном правонарушении;

Подготовка дела об административном правонарушение к рассмотрению;

Рассмотрение дела об административном правонарушении;

Обжалование и опротестование по делу;

Исполнение постановления  о наложении административного  взыскания [15].

 

2.1 Возбуждение дела об  административном правонарушении

 

Начальную стадию производства по делам об административных правонарушениях  составляет возбуждение и расследование  дела об административном проступке.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. На этой стадии по абсолютному большинству дел компетентными должностными лицами совершается комплекс процессуально-процедурных действий, в ходе которых производится установление факта проступка, его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг возможных доказательств, решается вопрос о направлении дела для рассмотрения по существу органу, правомочному принимать решение о применении предусмотренных законом мер административного взыскания.

Закон не устанавливает срока, в течении которого по возбуждённому делу об административном правонарушении должна быть закончена предварительная подготовка, а дело направлено по подведомственности [6, с. 203].

Поводами к возбуждению  и расследованию дела об административном правонарушении могут быть:

заявление физического лица:

Заявление физического лица об административном правонарушении может  быть устным или письменным.

Устное заявление заносится  в протокол, который подписывается  заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить  документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности.

Заявитель предупреждается  об административной ответственности  за заведомо ложное заявление, о чем  расписывается в протоколе.

Информация о работе Стадии административного процесса