Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Административное право - отрасль Российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Нормы права многообразны и специфичны, что соответственно не может не отражаться на правилах, устанавливающих их применение.
Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Введение
3
1. Общая характеристика административного процесса
4
1.1. Понятие и основные черты административного процесса.
4
1.2. Структура административного процесса
10
1.3. Основные принципы административного процесса
15
II. Стадии административного процесса
17
2.1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
20
2.2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления
21
2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении
24
2.4. Стадия исполнение постановления о наложении административного взыскания
26
Заключение
28
Список источников и литературы
29
б) административный процесс, связанный с материальными нормами административного права; эта связь находит проявление в том, что в ходе реализации заданий административного права разрешаются индивидуальные дела в государственном управлении и эффективно используются нормы материального права;
в) применение нормы материального права
осуществляется в юридическом порядке, урегулированном
административно-
г) административный процесс - это не
только применение норм материального
права, а и соответствующая деятельность,
в результате которой возникают гражданские
отношения, регулирующиеся нормами административно-
Признаки административного процесса: [5]
В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства. [3]
Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак - вид процессуальной деятельности:
1. Административно-
- по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
- по принятию приказов, постановлений,
инструкций и иных нормативных
актов министров и других
- по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
- по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
- по изданию нормативных актов
органами и должностными
2. Административно - правонаделительные
(административно-
- регистрационные производства (
- лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
- производства по стандартизации, сертификации,
аттестации товаров и услуг, аккредитация
учреждений, производства по присуждению
ученых званий и ученых степеней, нострификационные
производства, производства по установлению
инвалидности и иные экспериментально-
- производства по распределению
ресурсов, государственных услуг, помощи
(денежных средств, квартир и т.п.)
и приватизационные
- конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
- кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
- производство по заявлениям
граждан и обращениям
- производства по применению
мер поощрения (внеслужебных отношений)
и другие производства (процедуры),
возникающие в связи с
3. Административно - юрисдикционные производства - деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства:
- по делам об административных правонарушениях;
- дисциплинарное производство;
- по административным жалобам граждан;
- производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
- исполнительное производство;
- производство по реализации института материальной ответственности;
- контрольно-надзорные
- оперативно-розыскное
- производство по применению
мер административного
Многообразие и специфика индивидуальных
дел, разрешаемых в ходе административного
процесса, обуславливают его сложную структуру.
Этим административный процесс существенно отличается
от судопроизводства. В зависимости от
функций, выполняемых административными
органами в ходе разрешения индивидуальных
юридических дел (государственное регулирование
или административно-правовая охрана
и защита), представляется возможным выделить
два крупных вида административного процесса:
административно-
Административно-
Административно-охранительный
процесс как урегулированную административно-
Админстративно-принудительный процесс - деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определённых физических и юридических лиц мер административного ограничения и принуждения в целях обеспечения надлежащего правопорядка, безопасности государства и общества.
Административно-защитный
процесс - урегулированная административно-
Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки:
1. Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права.
2. Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел.
3. Принцип равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит своё отражение в закреплении определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.
4. Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств. Данный принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое должно дать результат, полностью соответствующий объективному положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения. Должностные лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.
5. Принцип быстроты процесса. Данный принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической гарантии реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по тому или иному административному делу, например, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливаются (Ст. 257 КоАП).