Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является описать сущность власти и социальных норм поведения в первобытном обществе. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. описывается характеристика первобытного общества;
2. показывается власть в первобытном обществе;
3. показываются социальные нормы поведения в первобытном обществе;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Характеристика первобытного общества………………………………....7
1.1 Становления первобытного общества 7
1.2 Развитие первобытного общества 7
2 Власть в первобытном обществе 10
2.1 Власть догосударственного периода 10
2.2 Разложение первобытнообщинного строя и появление государства 11
3 Социальные нормы поведения в первобытном обществе 14
3.1 Социальные нормы 22
3.2 Нормативное регулирование 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.
Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного права.
В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых. Большую роль в становлении правовых ном играли судебные органы, которые защищали, прежде всего, интересы имущих. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами либо принадлежали верховному правителю (царю, королю) и назначенным им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, т.е. возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму. Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Это законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы 12 таблиц, законы Солона, а позже варварские правды (Салическая, Русская, Польская).
Нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве. К тому же государственное объединение племен способствовало правовой защите их интересов во внешнеполитических связях с населением других государств. Издревле вырабатывались способы дипломатических церемониалов, представительства соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и сборов и т.д. чем шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мира вытесняли военные набеги и угрозу завоеваний. Поэтому с процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают пока зачаточные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.
3.1 Социальные нормы
Каждая община управлялась на основе не только свободного, менявшегося от случая к случаю волеизъявления ее взрослых членов, совета старших, главарей. Существовали социальные нормы, т.е. обязательные, общественно-охраняемые правила поведения. Эти нормы – правила разделения труда, сотрудничество, распределение, взаимозащиты, экзогамии и т. П. – отвечали жизненно важным интересам коллектива и, как правила, неукоснительно соблюдались. Кроме того, применялись из поколения в поколение, они приобретали силу привычки, т.е. стали обычаями. Наконец, они были закреплены идеологически – религиозными предписаниями. Все же, как всегда, находились нарушители общепринятых норм. Это требовало применения мер общественного воздействия – не только убеждения, но и принуждения. Практиковались малые различные способы принуждения – от порицания, осмеяния или ругани до физической расправы. Крупные проступки влекли за собой серьезные наказания: увечье, а в особо тяжких случаях даже умерщвление или, что по существу было тем же самым, изгнание из коллектива. Случаи проступков, не имевших большого общественного значения , например нарушение прав личной собственности или прелюбодеяние, разбирали между собой сами заинтересованные стороны. Важнейшей особенностью этих общинных норм был примат в них группового начала. Они регулировали отношения не столько между личностями, сколько между группами – соплеменниками и чужеплеменниками, сородичами и свойственниками, мужчинами и женщинами, старшими и младшими и в целом подчиняли интересы личности интересам коллектива[8; с. 194-195].
В западной литературе эти нормы социальной регуляции назывались правовыми. Многие ученые считают их нормами морали (нравственности, этики) или обычного права. Но едва ли были обычными моральными нормами, так как общество принуждало к соблюдению многих из них не мене жестоко, чем позднее государство к соблюдению норм права. Поэтому А. И. Першицем предложено еще одно их понимание: как пока малодифференцированных, синкретных, включающих в себя мораль, и этикет, и древнейшие зачатки права мононорм.
3.2 Нормативное регулирование
Не одно общество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов( табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменение в обществе, усложнение социальной жизни приводит к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.[5; с.56-57].
Заключение
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному, или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса; была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.
Список использованных источников
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990г.
2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.
3. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999 г.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политздат, 1989. – 224с.
5. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.
7. Общая теория права: пособие для вузов/С. Г. Дробязко, В. С. Клзлов. – 2-изд., исправл. И доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
8.