Структура, виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Важное значение в регулировании государственного управления имеют различные социальные нормы и правила. На государственное управление, представляющее собой распорядительную, организационную, контрольную и иную деятельность, влияние оказывают нормы морали, особенно в точках непосредственного соприкосновения с публичной политикой. Доверие и объективная информация, соблюдение моральных принципов со стороны руководителей и государственных служащих во взаимоотношениях с населением и внутри органов управление является одной из составляющих эффективной работы государственного аппарата.

Вложенные файлы: 1 файл

реш.docx

— 33.85 Кб (Скачать файл)

       а) по  территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные,  локальные;

         - общефедеральные: действуют в  пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

         - межтерриториальные (акты, действующие  в услови¬ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);

         - нормы субъекта Федерации;

         - местные (локальные);

         - специальные (определенный регион).

      б) по сроку действия (во времени):

- постоянные,

- временные,

- чрезвычайные;

- срочные и бессрочные

      в) по  кругу лиц: общие и специальные;

   7. по юридической  силе: законы и подзаконные акты;

   8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские.

     Административно-правовые  нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

     Нормы административного  права получают свое внешнее  выражение и закрепление в  нормативно-правовых актах, которые  являются основными источниками  административного права.

     Административно-правовое  регулирование есть механизм  императивно-нормативного упорядочения  организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Назначение административно-правового регулирования заключается в:

  • цикличных, последовательно совершаемых действиях;
  • побуждении субъектов права действовать самостоятельно, осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур;
  • обеспечении стабильности функционирования субъектов управления.

     Административно-правовое регулирование использует нормы-дефиниции (редко), компетенционные нормы, нормативы (стандарты, квоты и т.п.), технико-юридические (уровень цен и т.п.), сочетается с гражданским и налоговым законодательством.

     С точки  зрения правовых форм административно-правовое  регулирование выражается:

       - в специальных  нормах статутных и тематических  законов, указов;

       - в актах  типа «положение» и «порядок»,  содержащих последовательность  и перечень функционально-операциональных действий органов исполнительной власти, организаций, учреждений, граждан;

       - в «правилах», содержащих регулятивные и жестко  императивные нормы.

     Основное назначение  административно-правовых норм заключается  в регулировании отношений в  сфере реализации исполнительной  власти.Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

     Реализация  норм административного права  имеет следующие аспекты:

     ♦ Исполнение  – активная форма поведения  субъекта, точное, обязательное следование  субъектов управленческих отношений  положениям нормативно-правовых  актов во исполнение возложенной  на него обязанности.

    ♦ Соблюдение  –  субъект соблюдает установленные  запреты, в основном пассивная  форма поведения, связанная с  реакцией участников управленческих  отношений на запреты и выражающаяся  в воздержании от совершения  действий, запрещенных нормой административного  права (запрет на охоту в  заповеднике).

    ♦ Использование  – добровольное совершение правомерных  действий при осуществлении субъективных  прав. В отличие от предыдущих  видов субъект сам решает воспользоваться  или нет своим правом  и возможностями,  которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на  должность или нет, наследник  может предъявить свои права  на наследство, а может отказаться).

♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного  дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

     Реализация  норм права осуществляется в  процессе их применения, в ходе  регулирования отношений между  субъектом управления и управляемым  им объектом. Отношения субъектов  и объектов в процессе административно-правового  регулирования имеют несколько  аспектов, среди которых:

  • социальный – использование политики и власти, их институтов для выражения интересов публичного характера;
  • познавательный – расширение возможности для научного обоснованного и планомерного воздействия;
  • организационный – установление новых структурных видов субъектов и объектов и их связей;
  • правовой – совершенствование систем управления, субъектов и объектов в рамках закона для дальнейшего развития демократических основ общества.

     Во всех  случаях реализации административно-правовых  норм в основе лежит нормативно-правовой  акт, содержащий определенные  нормы административного права.  В отдельных случаях изложение  содержащихся в актах норм  права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость  пояснения их направленности  или разъяснения их смысла. Разрешению  таких вопросов служат акты  официального толкования норм  административного права, к которым  относятся правовые акты, принятые  компетентными государственными  органами и должностными лицами  и содержащие разъяснение норм  административного права. Такие  акты имеют свои особенности:

      - Они не отменяют и не изменяют разъясняемую норму, не устанавливают новых норм.

      - Обладают юридической силой и могут применяться только в течение срока действия толкуемой нормы.

      - Раскрывают содержание толкуемой нормы и порядок ее реализации.

      - Обладают государственно-властным характером, так как исходят от управомоченного государством субъекта управления.

      - Адресуются всем субъектам правоприменения.

    Акты толкования  норм административного права  могут быть:

       a. по  форме выражения: письменные и  устные;

         b. по юридическому содержанию: нормативного  толкования и казуального:

         c. по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных  органов, судебных органов, органов  прокуратуры и др.;

         d. по субъекту толкования: аутентичные  и легальные.

 

Библиографический список

    1. Конституция РФ: официальный текст с историко-правовым комментарием. – М. : Норма, 2006.- 128 с.
    2. Большой юридический словарь под ред. Сухарева А. А., Крутских В.В. 2004г.
    3. Энциклопедический юридический словарь 1995г.
    4. Овсянко Д. М. Административное право: учебник для вузов / Д. М. Овсянко.- М. : Омега-Л, 2005.- 430 с.
    5. Гуцол В. В. Правовые основы Российского государства : учебное пособие для студентов / В. В. Гуцол, - Ростов н/ Д 6 Феникс, 2006.-444, (1) с.
    6. Хамаева Н.Ю. Административное право РФ: учебник для вузов / под ред. Н.Ю Хамаевой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Юристъ, 2005.- 554 с. доп. Министерством образования РФ.
    7. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов / под ред. Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов.-2-е изд., изм. и доп.-М. Норма, 2006.-800с. доп. Министерством образования и науки РФ по специальности «Юриспруденция».
    8. Магницкая Е. В. Административное право РФ: учебник для вузов/ Е. В.Магницкая, Е. Н. Евстигнеев. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 512 с.
    9. Попов Л. Л. Административное право: учебник для вузов/ Л. Л.Попов. – М. : Юристъ, 2004. – 697 с.
    10. Гуцол В. В. Правовые основы российского государства: учебник для вузов / В.В. Гуцол. - Ростов н /Д. : Феникс, 2006. - 445 с.

 

 

 


Информация о работе Структура, виды административно-правовых норм и их роль в регулировании общественных отношений