Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:58, реферат
Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5
Глава 2. Система субъектов административного права................................12
Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15
Заключение........................................................................................................21
Список использованной литературы..............................................................22
1) возраста (административная
ответственность физических
2) должностного положения
(государственно-властные
3) правового режима
осуществления права и
4) результатов проведения
соответствующих
Правовые основания
для приобретения
Глава 2. Система субъектов административного права.
Субъектом АП признается
лицо или организация, которые
в соответствии с действующим
законодательством РФ могут
Субъекты АП могут
стать субъектами
- административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
- административная
- основание возникновения,
изменения и прекращения
Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Административная
Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.
В качестве субъектов
АП можно рассматривать
Субъекты административного
права могут быть
К индивидуальным
субъектам относятся граждане
РФ, иностранные граждане и лица
без гражданства. Также специфическими
индивидуальными субъектами
К коллективным субъектам
относятся различного рода
Государственные организации
как субъекты
- органы исполнительной власти (государственного управления);
- государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
- структурные подразделения
органов исполнительной власти,
наделенные собственной
Негосударственные организации
как субъекты
- общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
- трудовые коллективы;
- органы местного самоуправления;
- коммерческие структуры;
- частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.3
Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права
В специальной литературе
различаются индивидуальные и
коллективные субъекты
Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти лица не состоят
в устойчивых, непрерывных организационных
отношениях с органами
К индивидуальным
субъектам административного
Коллективные субъекты
административного права - это группы
людей, являющиеся организациями (государственными,
негосударственными, частными, общественными),
которые выступают во внешних
отношениях как
Государственная организация
в научном смысле представляет
собой организационно и
Организация - это совокупность
людей, коллектив; она предполагает
деятельность, рассчитанную на достижение
определенных целей и
- совокупность людей;
- осуществление деятельности
в соответствии с
- определение цели и задач организации;
- наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);
- соответствующие процедуры (правила) деятельности;
- формирование структуры (образуемые подразделения);
- нормативное установление
компетенции и полномочий
Все организации
Государственная организация
представляет собой часть
Государственные организации
имеют компетенцию, т. е. пределы
ведения и осуществления
1) задачи государственной организации, т. е. чего необходимо ей достигнуть, для чего она создается или учреждается;
2) функции (главные направления деятельности);
3) установленные нормативными актами права, обязанности, объем правовой ответственности;
4) формы и методы работы организации применительно к ее задачам, функциям, правам и обязанностям (принятие нормативных правовых актов управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и т. д.).
Компетенция может
быть общей, отраслевой, межотраслевой,
внутриотраслевой, административно-
К субъектам административного
права относятся и такие
Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.); от 26 мая 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.); от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.); от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.); от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
Полная характеристика правового положения субъектов административного права, включающая в себя их административную правосубъектность, содержится в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, административная правосубъектность физического лица в области образования и самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных актов, например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения административный статус субъектов регламентируется, например, такими нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998 г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6 октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля 1998 г. № 19.
Информация о работе Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика