Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5
Глава 2. Система субъектов административного права................................12
Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15
Заключение........................................................................................................21
Список использованной литературы..............................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

Дисциплина.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

  1) возраста (административная  ответственность физических лиц  наступает при достижении лицом 16 лет);

  2) должностного положения (государственно-властные полномочия  могут осуществлять только уполномоченные  специальными правовыми нормами  субъекты);

  3) правового режима  осуществления права и исполнения  обязанностей (например, в условиях  чрезвычайного положения права  граждан могут быть ограничены);

  4) результатов проведения  соответствующих регистрационных  или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность  осуществлять свою деятельность  только после государственной  регистрации их уставов или  после получения лицензии (иного  разрешения) на занятие определенной  деятельностью).

  Правовые основания  для приобретения административной  дееспособности устанавливаются  в нормативных правовых актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система субъектов  административного права.

  Субъектом АП признается  лицо или организация, которые  в соответствии с действующим  законодательством РФ могут быть  участниками (сторонами) регулируемых  АП управленческих отношений. Круг  их многообразен и объединяет  их обладание особым юридическим  качеством (админ. правоспособностью).

  Субъекты АП могут  стать субъектами административных  правоотношений, если имеют место:

  - административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта;

  - административная правоспособность  и дееспособность субъекта;

  - основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

  Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

  Административная дееспособность  – это способность субъекта  своими действиями приобретать  права и создавать для себя  юридические обязанности, реализовывать  их в рамках конкретных административно-правовых  отношений.

  Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

  В качестве субъектов  АП можно рассматривать Российское  государство, субъекты федерации, государственные  и негосударственные организации.     Административная дееспособность  приходится на долю представляющих  их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

  Субъекты административного  права могут быть индивидуальными  и коллективными.

  К индивидуальным  субъектам относятся граждане  РФ, иностранные граждане и лица  без гражданства. Также специфическими  индивидуальными субъектами являются  государственные служащие. Особенностью  их является то, что они фактически  являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной  власти. В этом и состоит их  отличие от иных индивидуальных  субъектов административного права.

  К коллективным субъектам  относятся различного рода объединения  граждан. В их числе государственные  и негосударственные организации.

  Государственные организации  как субъекты административного  права:

  - органы исполнительной  власти (государственного управления);

  - государственные предприятия, учреждения и их различного  рода объединения (корпорации, концерны  и т.п.);

  - структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

  Негосударственные организации  как субъекты административного  права:

  - общественные объединения (партии, союзы, общественные движения  и т.п.);

  - трудовые коллективы;

  - органы местного  самоуправления;

  - коммерческие структуры;

  - частные предприятия  и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

  Субъект административно-правовых отношений – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права

  В специальной литературе  различаются индивидуальные и  коллективные субъекты административного  права.

  Индивидуальными субъектами  являются граждане Российской  Федерации, иностранные граждане  и лица без гражданства.

  Эти лица не состоят  в устойчивых, непрерывных организационных  отношениях с органами исполнительной  власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

  К индивидуальным  субъектам административного права  относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права).

  Коллективные субъекты  административного права - это группы  людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних  отношениях как самостоятельные  субъекты права; порядок их создания  и деятельность регламентированы  нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях  коллективные субъекты права  действуют от своего имени; законы  и иные нормативные правовые  акты предоставляют им права  и возлагают на них конкретные  обязанности.

  Государственная организация  в научном смысле представляет  собой организационно и юридически  единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.

  Организация - это совокупность  людей, коллектив; она предполагает  деятельность, рассчитанную на достижение  определенных целей и совершаемую  по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:

  - совокупность людей;

  - осуществление деятельности  в соответствии с установленными  задачами;

  - определение цели  и задач организации;

  - наличие основной  деятельности (ее характера и  главных направлений);

  - соответствующие процедуры (правила) деятельности;

  - формирование структуры (образуемые подразделения);

  - нормативное установление  компетенции и полномочий соответствующих  должностных лиц (служащих, сотрудников).

  Все организации подразделяются  на две большие группы: государственные  и негосударственные. Они различаются  тем, что их статус, процедуру  учреждения, реорганизации и прекращения  деятельности, правовой режим управленческих  действий (решений), порядок защиты  прав определяют различные нормативные  правовые акты.

  Государственная организация  представляет собой часть государственного  механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью  в реализации принадлежащих ей  полномочий, имеющую соответствующий  правовой статус. Ее деятельность  направлена на обеспечение публичных  интересов и защиту прав и  законных интересов человека  и гражданина. К государственным  организациям относятся государственные  органы, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия). Предприятия  осуществляют производственно-хозяйственную  деятельность; учреждения реализуют  в основном полномочия социально-культурного  характера (например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают  государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет  наступление юридических последствий.

  Государственные организации  имеют компетенцию, т. е. пределы  ведения и осуществления властных  полномочий, которые представляют  собой тот или иной объем  государственной деятельности, возложенный  на соответствующий орган; это, по  сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами. Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие элементы:

1) задачи государственной  организации, т. е. чего необходимо  ей достигнуть, для чего она  создается или учреждается;

2) функции (главные направления  деятельности);

3) установленные нормативными  актами права, обязанности, объем  правовой ответственности;

4) формы и методы работы  организации применительно к  ее задачам, функциям, правам и  обязанностям (принятие нормативных  правовых актов управления, заключение  договоров, совершение юридически  значимых действий и т. д.).

  Компетенция может  быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.

  К субъектам административного  права относятся и такие государственные  органы, которые не входят в  систему органов исполнительной  власти, однако в своей деятельности  выполняют специфические организационно-распорядительные  функции (например, органы законодательной (представительной) власти, федеральные  суды, прокуратура). Они осуществляют  управленческую деятельность внутриорганизационного  характера; например, руководители  этих органов издают приказы  и распоряжения по организации  деятельности самого органа; применяют  меры поощрения и дисциплинарного  принуждения; организуют выполнение  в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и  иных общеобязательных правил  и норм.

  Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.); от 26 мая 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.); от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.); от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.); от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

  Полная характеристика  правового положения субъектов  административного права, включающая  в себя их административную  правосубъектность, содержится в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, административная правосубъектность физического лица в области образования и самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных актов, например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения административный статус субъектов регламентируется, например, такими нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998 г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6 октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля 1998 г. № 19.

Информация о работе Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика