Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:09, контрольная работа
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
1. Сущность и функции государства
1.1. Государственная власть: понятие и общие черты
1.2. Понятие и признаки государства
1.3. Сущность государства: различные подходы
1.4. Функции государства: понятие и виды
1.5. Основные внутренние и внешние функции Российского государства
1.6. Формы осуществления функций государства
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме (см. схему 2).
Схема 2
┌─────────────────────────────
│ ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ │
│
СОВРЕМЕННОГО
│ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Охрана прав и свобод человека и гражданина; ├──────────┤
│ обеспечение правового порядка │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Экономическая ├──────────┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│
Налогообложения
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Социальная ├──────────┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Экологическая ├──────────┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Культурная ├──────────┘
└─────────────────────────────
и другие
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
К внешним функциям России относятся следующие.
Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.
Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции .
См., например: Указ Президента РФ "Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия" от 25 июня 1999 г. N 822 // Российская газета. 1999. 29 июня.
Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество (см. схему 3).
Схема 3
┌─────────────────────────────
│ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ├───────┐
│ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ оборона страны ├──────────────┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ обеспечение международного мира ├──────────────┤
│ и безопасности │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ сотрудничество с другими государствами ├──────────────┘
└─────────────────────────────
и другие
1.6. Формы осуществления функций государства
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.
Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:
1) правотворческая - деятельность
по подготовке и изданию
2) правоприменительная - деятельность
по реализации нормативных
3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.
К организационным формам относятся:
1) организационно-
2) организационно-хозяйственная
- оперативно-техническая и
3) организационно-идеологическая
- повседневная работа по
Схема 4
┌───────────────────────────┐
│ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ │
│ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА │
└─────────────┬─────────────┘
│
┌─────────────────┴───────────
┌───────────┴───────────┐
│ Правовые │ │ Организационные │
└───────────┬───────────┘
│
┌─────────┴─────────┐
│ правотворческая │ │ регламентирующая │
└─────────┬─────────┘
┌─────────┴─────────┐
│правоприменительная│
└─────────┬─────────┘
┌─────────┴─────────┐
│правоохранительная │ │ идеологическая │